44th International Philological Research Conference

Материалы по домашнему чтению при изучении немецкого языка на базе электронной учебной платформы Moodle

Валерий Борисович Ребиков
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

6
2015-03-13
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается опыт создания и использования в преподавании немецкого языка учебных материалов по домашнему чтению, базирующихся на электронной учебной платформе Moodle. Подобные материалы и целые курсы, обладающие целым рядом привлекательных особенностей, все чаще появляются на официальных сайтах многих высших учебных заведений.

Тезисы

Все больше  аспектов изучения иностранных языков начинают поддерживаться электронными ресурсами. Это находит отражение в размещении соответствующих материалов в Интернете и также различные мультимедийные материалы. Особое место здесь занимают так называемые электронные учебные платформы. Самыми распространенными являются Blackboard и Moodle. Moodle  (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) — это свободная система управления обучением, предназначенная прежде всего для организации  взаимодействия между преподавателем и обучающимися. Эта система  используется также для организации традиционных дистанционных курсов и очного  обучения. Однако, размещение материалов в Интернете не всегда представляется удобным: эти материалы могут быть, например,  удалены авторами и тогда они станут недоступными для  пользователей.  При использовании материалов размещенных в Интернете невозможен непосредственный контроль и отслеживание преподавателем их использования студентами. Эти  недостатки компенсируются в электронных учебных платформах. Кроме того, из-за того, что они с самого начала были созданы  с образовательными целями, они имею еще целый ряд других важных функций, например, возможность создавать тесты, задания, назначать и контролировать сроки  выполнения данных заданий.   Все большее количество учебных заведений создает и поддерживает электронные учебные платформы. Однако большинство из них не допускает гостя, поэтому трудно судить об их структуре, организации, особенностях и отличиях от других подобных систем.  Вряд ли возможно создать что-то универсальное, подходящее для всех учебных заведений. Что касается преподавания иностранных языков, то представляется, что проще всего это было бы сделать издательствам, выпускающим учебную литературу. Такие примеры уже есть, однако они еще не очень многочисленны.  Так издательство Хубер (Hueber)  выпускает интерактивные материалы для некоторых своих учебников (Schritte plus). Их можно просто импортировать прямо в установленную на компьютере  систему Moodle (http://www.hueber.de/moodle).  Из представленных материалов можно назвать аудиофайлы и ссылки на видео-ресурсы с заданиями на понимание, тексты для чтения с заданиями, темы и варианты проектов для форума, а также онлайн-упражнения.   Однако это именно материалы для учебника данного издательства и они могут не подойти, если используются  другие учебники.    Это объясняет, что в большинстве учебных заведений курсы и соответствующие материалы делают сами специально для своих потребностей. На кафедре немецкой филологии  филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета создавались или находятся в разработке несколько курсов или материалов для различных аспектов изучения немецкого языка как основного,  а так же как второго языка. Эта работа посвящена одному из важных аспектов изучения иностранного языка домашнему чтению. Изучение этого аспекта начинается в самом начале первого курса и продолжается до 4 курса. Важность данного аспекта состоит в том, что здесь активно происходит пополнение лексического запаса, а также знакомство с реалиями страны изучаемого языка.   По опыту представляется целесообразным делать отдельные  материалы для каждой читаемой книги. Иначе материалы становятся слишком объемными и необозримыми. Работа над каждой книгой занимает как минимум два цикла, сначала курс создается начерно, тестируется на занятиях, выбираются наиболее удачные задания, а во время второго чтения уже с другой группой, концепция проверяется  и дополняется. Преимущество электронной формы для домашнего чтения состоит в том, что ничего из хороших материалов не может затеряться. Нет никаких пачек бумаг, все размещено по порядку и в то же время все может быть изменено, отредактировано, удалено или просто перемещено в другое место.