Тест по русскому языку как иностранному: взгляд «изнутри»
Инна Николаевна Ерофеева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
2-У
2015-03-14
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящен проблеме совершенствования формата, содержания и процедуры проведения
по русскому языку как иностранному. Основой для начала данной работы могут
служить результаты и наблюдения, полученные при тестировании по русскому языку
как иностранному русского преподавателя, являющегося тестором по английскому
языку, а именно: выявленные трудности психологического характера при
прохождении тестов по говорению и аудированию, большой объем субтестов и др.
Ставится вопрос о необходимости корректирования существующей версии теста.
Тезисы
Тестирование иностранных граждан проводится в СПбГУ уже
более 15 лет. За многие годы собрана база для анализа как самого процесса
тестирования, так и его результатов. На этой основе исследовались: зависимость
результата от возрастных, статусных характеристик личности, особенности
коммуникативной компетенции учащихся как представителей разных стран и др. Мы
хотели бы предложить новый метод оценки
теста и процесса тестирования – «взгляд изнутри» - т.е. прохождение российским гражданином теста по
русскому языку. Естественно, к кандидату на роль тестируемого должны предъявляться
определенные требования. Прежде всего- соответствие уровню компетенции,
на которую может претендовать сдающий. Второе требование- знания о системах
тестирования, владение умениями тестора и рейтера при проведении тестирования
по иностранному языку. В то же время кандидат не должен быть ни тестором, ни
составителем теста по русскому языку.
Таким образом, идеальной кандидатурой на роль сдающего тест по русскому
языку является преподаватель-тестор по другому иностранному язык, например,
английскому. Уровень, которому он будет соответствовать по степени
сформированности коммуникативной
компетенции – четвертый.
Сертификат IV уровня свидетельствует о высоком уровне владения русским
языком, близким к уровню носителя языка. Наличие данного сертификата необходимо
для получения диплома специалиста и магистра филолога-русиста, кандидата
филологических наук, а также кандидата педагогических наук (по специальности
«Методика преподавания русского языка как иностранного»), что дает право на все
виды преподавательской и научно-исследовательской деятельности в сфере русского
языка. Кандидат-исследователь прошел тестирование по всем аспектам. В
результате тестирования были названы наиболее сложные с психологической точки
зрения (для тестируемого) аспекты: аудирование, говорение. Аудирование требует крайней
сосредоточенности, максимальной концентрации внимания. Замечания вызвали тексты по аудированию 2 и 3 из-за их
большой продолжительности, нечеткой
дикции интервьюируемых в текстах.
Говорение является одним из самых интересных и показательных при измерении уровня
коммуникативной компетенции аспектом речевой деятельности. Но, для сравнения,
тест по говорению II уровня в системе ТРКИ проходит 45 минут, в системе тестирования Cambridge
English– 14 минут. Необходимо задуматься о о сокращении времени, отводимого на
проведение теста по говорению, и, следовательно, о пересмотре структуры теста
по русскому языку. Также стоит пересмотреть формат тестовых заданий первого
блока – «условно-речевых», где в первую очередь проверяется лингвистическая
компетенция кандидатов, а очень строгая заданность параметров ситуации
вызывает трудности психологического
характера при выполнении заданий. Тесты по чтению, письму, грамматике также
вызвали ряд интересных вопросов, требующих обсуждения. Таким образом, прохождение тестирования по РКИ
преподавателем другого иностранного языка делает вопрос о пересмотре содержания
теста еще более актуальным.