Пределы зла в советском искусстве для детей: литература и кино
Валерий Юрьевич Вьюгин
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Кинозал
2015-03-13
17:40 -
18:15
Ключевые слова, аннотация
Предлагаемый доклад посвящен
специфике советского искусства для детей, прежде всего литературы и
кинематографа, выражающейся в особых формах репрезентации зла и жестокости и, как
результат, в свойственных именно ему способам апроприации эмоции страха. В
центре внимания окажется ряд хорошо известных литературных и кино-нарративов, советского
и зарубежного производства, которые я попытаюсь сопоставить между собой.
Тезисы
Предлагаемый
доклад посвящен специфике советского искусства для детей, прежде всего литературы
и кинематографа, выражающейся в особых формах репрезентации зла и жестокости и,
как результат, в свойственных именно ему способах апроприации эмоции страха. В
центре моего внимания окажется ряд хорошо известных литературных и кино-нарративов,
советского и зарубежного производства, которые я попытаюсь сопоставить между
собой. Среди них – «Пиннокио»
Карло Коллоди и «Золотой ключик» Алексея Толстого наряду с их киноверсиями, снятый
по сюжету Оскара Уайлда «Звездный мальчик» Анатолия Дудорова и Евгения
Зильберштейна (1957), «Сказка о потерянном времени» Александра Птушко по тексту Евгения Шварца (1964), книги Роальда
Даля и их киноверсии, а также «аналоги» соответствующих им повествований в
советском искусстве, etc. В цепи сравнительно
самостоятельных фрагментов, посвященных прежде всего конкретным литературным и
кинематографическим нарративам, любое звено принципиально может быть заменено или
дополнено какими-то другими примерами, покуда они отражают ту же тенденцию. Вне
зависимости от того, посвящен ли фрагмент одному или целому ряду нарративов, задача,
поставленная в докладе, сводится к тому, чтобы идентифицировать воплощаемую
или легализуемую ими «моду» писать о зле, жестокости и страхе так, а не иначе. Проблема
состоит в том, что границы «мод» и контраст между ними в данном случае легко ускользают
от внимания в силу специфики привлекаемого для сравнения крайне разнородного материала;
требуется определенного рода фокусировка на строго определенных деталях и соотношениях
между ними, чтобы он стал
более заметен. Я
попытаюсь, насколько это возможно, формализовать и структурировать эти детали в
необходимом ключе.