Использование фоносемантических средств во фразеологических единицах английского языка при обучении рецептивным и продуктивным видам речевой деятельности
Елена Константиновна Тимофеева
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
6
2015-03-13
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
В данной работе предполагается представить анализ
использования фоносемантических средств во фразеологических единицах
английского языка в обучении рецептивным и продуктивным видам речевой
деятельности. Для формирования
лексических навыков восприятия устной и письменной речи, а также на порождение
речевых сообщений необходимо обращать внимание учащихся на фразеологические
единицы, входящие в состав фоносемантических лексических комплексов, регулярно
и систематически выполнять соответствующие упражнения по их тренировке и
автоматизации.
Тезисы
В предлагаемой работе
представлен анализ использования фоносемантических средств во фразеологических
единицах английского языка в обучении рецептивным и продуктивным видам речевой
деятельности.
Фразеологические единицы
выбраны для исследования
фоносемантических аспектов речевой деятельности, потому, что они являются
ступенькой между словом и более крупными единицами дискурса – высказыванием или
текстом. Поэтому в таких минимальных текстах
наглядно проявляются явления звукового символизма,
звукоизобразительности сегмента речи и звукоизобразительности текста.
Фразеологические единицы несут в себе образность и символичность. Во фразеологии, самой специфической части языка находит отражение как культурно-исторический опыт носителей определенного языка, так и особенности исторических законов его развития. Изученные данные свидетельствуют, о том, что в самых различных языках существуют довольно четко выраженные «правила» ассоциирования определенных артикуляций с определенными понятиями. Звукосимволизм носит универсальный (межнациональный) характер, и поиски универсального звукосимволизма должны вестись не на уровне фонемы, а на уровне единиц меньше фонемы (акустических и артикуляционных признаков), т.е. с синестемы. Фоносемантический анализ состоит в том, чтобы пронаблюдать проявление звукоизобразительности и фоносемантического компонента во фразеологических единицах английского языка.
Для формирования лексических навыков восприятия устной и письменной речи, а также на порождение речевых сообщений необходимо обращать внимание учащихся на фразеологические единицы, входящие в состав фоносемантических лексических комплексов, регулярно и систематически выполнять соответствующие упражнения по их тренировке и автоматизации.
Активная помощь преподавателя, указание на фоносемантические опоры обучает их использованию в последующей работе. Формирование навыка самостоятельной сегментации речевого потока при рецептивных видах речевой деятельности на примере фоносемантических лексических комплексов не только повышает адекватность восприятия информации, но и способствует формированию навыков продуктивных видов речевой деятельности, поскольку восприятие речи сопровождается внутренним проговариванием, без которого невозможно и развернутое внешнее проговаривание и говорение. Расширение границ обучения за пределы учебной аудитории является мощным резервом для обогащения словарного запаса учащихся.
Фразеологические единицы несут в себе образность и символичность. Во фразеологии, самой специфической части языка находит отражение как культурно-исторический опыт носителей определенного языка, так и особенности исторических законов его развития. Изученные данные свидетельствуют, о том, что в самых различных языках существуют довольно четко выраженные «правила» ассоциирования определенных артикуляций с определенными понятиями. Звукосимволизм носит универсальный (межнациональный) характер, и поиски универсального звукосимволизма должны вестись не на уровне фонемы, а на уровне единиц меньше фонемы (акустических и артикуляционных признаков), т.е. с синестемы. Фоносемантический анализ состоит в том, чтобы пронаблюдать проявление звукоизобразительности и фоносемантического компонента во фразеологических единицах английского языка.
Для формирования лексических навыков восприятия устной и письменной речи, а также на порождение речевых сообщений необходимо обращать внимание учащихся на фразеологические единицы, входящие в состав фоносемантических лексических комплексов, регулярно и систематически выполнять соответствующие упражнения по их тренировке и автоматизации.
Активная помощь преподавателя, указание на фоносемантические опоры обучает их использованию в последующей работе. Формирование навыка самостоятельной сегментации речевого потока при рецептивных видах речевой деятельности на примере фоносемантических лексических комплексов не только повышает адекватность восприятия информации, но и способствует формированию навыков продуктивных видов речевой деятельности, поскольку восприятие речи сопровождается внутренним проговариванием, без которого невозможно и развернутое внешнее проговаривание и говорение. Расширение границ обучения за пределы учебной аудитории является мощным резервом для обогащения словарного запаса учащихся.