Мария Груббе как исторический персонаж Дании и Норвегии и ее литературные ипостаси
Анастасия Всеволодовна Ломагина
Докладчик
доцент
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
201
2015-03-12
11:20 -
11:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе дается сопоставление трех датских романов, посвященных жизни Марии Груббе (около
1643–1718): Й. П. Якобсена «Мария Груббе» (1876); Й. Прайслер
«Мария-поцелуйка» (1994); Л. Херслев «Год
зверя» (2014), — которые трактуют в соответствии со своей эпохой исторические
события и судьбу главного действующего лица. Особое внимание уделяется вопросам
реконструкции исторической эпохи XVII в., авторскому диалогу с читателем и
полемике авторов между собой.
Тезисы
Мария Груббе (около
1643–1718) является исторической личностью, которая притягивала к себе интерес датских писателей разных эпох: от представителя классического театра Л. Хольберга,
романтиков Х. К. Андерсена и С. С. Блихера до авторов современной постмодернистской
прозы.
В докладе
рассматриваются три романа, претендующих на точность исторической реконструкции.
В трактовке исторических событий и судеб они вступают друг с другом в диалог и
полемику, используя аргументы, характерные для своего времени. Таким образом, если брать за
основу принцип, обозначенный П. Рикером в
исследовании «История и истина», становится очевидным, что научная историческая реконструкция отличается от
художественного произведения отношением к «будущему». Эпоха, изучаемая
историком, принимается им за настоящее, за центр временных перспектив: «У этого настоящего есть свое будущее,
состоящее из ожиданий, предвидений,
опасений людей, оно совсем не совпадает с тем, что нам, другим, видится уже
наступившим». Иными словами, в профессиональном
историческом исследовании будущее исторического прошлого не равняется
настоящему исследователя. В то же время авторы литературных исторических
реконструкций свободно нарушают это правило.
Цель настоящего доклада — сравнить роман скандинавского натурализма Й. П. Якобсена (1847–1885), женский роман Й. Прайслер (1959), развивающий гендерную линию, и роман Л. Херслев (1974), продолжающий постмодернистскую игру с жанрами.
Эпоха романтизма смотрела на Марию Груббе как на иллюстрацию библейского изречения: «Пути Господни неисповедимы», — и пример превратностей судьбы. Мария Груббе — дочка богатого дворянского дома — вышла замуж за наместника Норвегии, сына датского короля; затем, после развода, — за богатого купца; а после следующего развода — за паромщика и до конца своих дней жила в бедности и работала на переправе.
Импрессионист Якобсен живет в эпоху, исследующую эротику, как физиологическое явление и трактует судьбу Марии Груббе как результат физиологической предрасположенности, исторической среды, не готовой ее принять, и характера, который борется за самостоятельность и готов принять ответственность за результат.
Роман Й. Прайслер опирается на гендерную концепцию, которая традиционно предполагает определенный набор тем: неравенство властных отношений в обществе, в сексуальных взаимоотношениях, роль женщины в быту, искусстве, сопротивление доминирующей точке зрения, создание женской альтернативной истории. Само социологическое понятие гендера создается в отношении к социокультурной ситуации в обществе, определяющей одни черты как женственные, а другие как маскулинные, приобретаемые в ходе процесса социализации.
«Год зверя» — последний роман, посвященный судьбе Марии Груббе, — является попыткой постмодернистской реконструкции событий 1666 г., где подлинные и квазидокументальные свидетельства создают иллюзию исторического романа, нарушение линейности повествования служит в качестве проводника авторского мнения в диалоге с читателем.
Цель настоящего доклада — сравнить роман скандинавского натурализма Й. П. Якобсена (1847–1885), женский роман Й. Прайслер (1959), развивающий гендерную линию, и роман Л. Херслев (1974), продолжающий постмодернистскую игру с жанрами.
Эпоха романтизма смотрела на Марию Груббе как на иллюстрацию библейского изречения: «Пути Господни неисповедимы», — и пример превратностей судьбы. Мария Груббе — дочка богатого дворянского дома — вышла замуж за наместника Норвегии, сына датского короля; затем, после развода, — за богатого купца; а после следующего развода — за паромщика и до конца своих дней жила в бедности и работала на переправе.
Импрессионист Якобсен живет в эпоху, исследующую эротику, как физиологическое явление и трактует судьбу Марии Груббе как результат физиологической предрасположенности, исторической среды, не готовой ее принять, и характера, который борется за самостоятельность и готов принять ответственность за результат.
Роман Й. Прайслер опирается на гендерную концепцию, которая традиционно предполагает определенный набор тем: неравенство властных отношений в обществе, в сексуальных взаимоотношениях, роль женщины в быту, искусстве, сопротивление доминирующей точке зрения, создание женской альтернативной истории. Само социологическое понятие гендера создается в отношении к социокультурной ситуации в обществе, определяющей одни черты как женственные, а другие как маскулинные, приобретаемые в ходе процесса социализации.
«Год зверя» — последний роман, посвященный судьбе Марии Груббе, — является попыткой постмодернистской реконструкции событий 1666 г., где подлинные и квазидокументальные свидетельства создают иллюзию исторического романа, нарушение линейности повествования служит в качестве проводника авторского мнения в диалоге с читателем.