Устные рассказы деревенских женщин о платах, платках и шалях
Любовь Викторовна Голубева
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
213
2015-03-12
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Платки, платы и шали на протяжении долгого времени являлись
и остаются до сих пор значимым атрибутом в ритуальной и повседневной жизни
деревенских женщин. В докладе будут представлены и проанализированы женские устные
рассказы, в которых не просто повествуется
об интересующих предметах, но
рассказывается именно о личном опыте взаимодействия с ними. Другими словами, важными для исследователя оказываются такие тексты, в которых женщины
рассказывают не о том, как надо делать, а как делали они сами (дарили платки,
обменивались платами, хранили шали матерей, относили пелены к крестам и т. п.)
Тезисы
Автор доклада в очередной раз
обращается к известной в фольклористике и этнографии теме платка. Повышенный
интерес к данному атрибуту среди
фольклористов и этнографов разных поколений не является случайным. Полотно (и
любое производное от него – тканый отрез, полотенце, платки и пр.) в жизни деревенской
женщины, начиная с девичества (с момента овладения ею навыками ткачества), имеет не только
утилитарное, но и символическое значение. Женщины в повседневной жизни и в
обрядах, постоянно одаривают друг друга платками (полотенцами, отрезами и пр.) обмениваются,
оставляют в наследство своим родственницам (и не только им), используют их в
магических и каких-то еще особых целях.
Платок всегда выполнял и выполняет до сих пор различные знаковые
функции (такие как оберег, связь, развитие отношений, долг, жертва и пр.), это
постоянный и часто необходимый атрибут почти во всех обрядах жизненного цикла и обрядах инициации (например, в рекрутском обряде). Платок является не просто подарком, а
особенным, обязывающим даром. Как
этнографы, так и фольклористы неоднократно
уделяли свое внимание традиции ношения платка, которая имеет сложную систему и определяется
социальным, возрастным статусом, и даже половой принадлежностью.
В докладе
свой исследовательский интерес автор направляет не столько на рассмотрение обрядов, в которых фигурирует
обозначенный атрибут, или на выявление его символических функций при
семантическом анализе ситуаций и
контекстов и т.п., сколько на человека, на его личный опыт и личную связь с таким
предметом как платок. Исходя из положения, что устная речь любого человека
о себе, о своей повседневной жизни и своем
личном опыте, на самом деле представляет
собой концентрат общего
знания традиции, исследователя будут интересовать именно биографические
рассказы, в которых деревенские женщины делятся своим личным опытом или своими
наблюдениями над другими людьми об использовании платов в повседневной и
ритуальной жизни. Анализ таких нарративов позволит увидеть, с помощью каких действий и повседневных
практик описываются и актуализируются в устной речи уже выявленные в предыдущих работах
символические значения и функции платка
(охранительная, связывающая и пр.).
В
качестве материала в докладе послужат устные рассказы, записанные от
деревенских женщины в ходе интервью в рамках фольклорных экспедиций
СПбГУ в период 1970-х гг.