Опыт использования программы Audacity в рамках вводно-фонетического курса по китайскому языку
Татьяна Анатольевна Пак
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
12
2015-03-13
11:20 -
11:40
Ключевые слова, аннотация
В данном
докладе описывается опыт использования программы Audacity в рамках
вводно-фонетического курса (ВФК) по китайскому языку. Мы уверенны, что огромным
образовательным потенциалом обладают компьютерные программы изначально не
созданные для учебных целей. К таковым относится программа Audacity. Эффективность
использования данной программы обуславливается определенными функциями самой
программы и рядом упражнений, направленных на преодоление определенных фонетических
трудностей, формирование произносительных и аудитивных навыков.
Тезисы
Программа Audacity является свободным аудиоредактором звуковых
файлов, ориентированная на работу с несколькими дорожками. Работает под
управлением практически всех операционных систем: Microsoft Windows, Linux, Mac
OS. Редактор Audacity обеспечивает выполнение таких
функций, как (приводим некоторые):
· запись с микрофона, линейного входа и других
источников;
· запись с одновременным прослушиванием имеющихся дорожек;
· индикаторы уровня записи и воспроизведения;
· изменение темпа с сохранением высоты тона;
· воспроизведение нескольких дорожек одновременно;
· результаты могут сохраняться во множество форматов.
Данная программа не создавалась
специально для учебных целей, однако, благодаря широкому спектру функций
идеально подходит к использованию на уроках ВФК по китайскому языку на разных
этапах работы с фонетическим материалом.
Китайский язык обладает рядом
характеристик (слоговой характер языка, наличие системы тонов, классификационные
признаки гласных и согласных звуков), которые существенно отличаются от
русского языка. С самого начала изучения языка студенты сталкиваются с огромным
количеством фонетических трудностей, которые можно классифицировать по учебному
материалу на: трудности усвоения финалей, трудности усвоения инициалей и
трудности усвоения тонов.
К трудностям усвоения инициалей
можно отнести: овладение придыхательными и непридыхательными согласными звуками,
тонкости различия согласных сходных с русским языком, сложности овладения широкий
спектр африкатов (z c zh
ch j q).
К трудностям усвоения финалей
относятся: тонкости различия гласных звуков сходных с русским языком, овладение
переднеязычным и заднеязычным носовыми согласными, овладение составными
финалями.
К третьей группе относятся: трудности
различение тонов на уровне рецепции и продукции, сочетание тонов в словах и др.
Выделенные трудности, с которыми
сталкиваются студенты в рамках ВФК, могут частично преодолеваться при работе с
программой Audacity как на аудиторных занятиях, так и при самостоятельно
работе. Для использования этой программы на аудиторных занятиях необходимо
специальное оборудование (компьютер и проектор). На этапе презентации нового
материала, очень удобна функция «спектральный анализ», так как дает возможность
одновременного представления аудио материала и демонстрацию спектра сигнала.
Студенты имеют возможность наглядно увидеть различия тех или иных тонов,
придыхательных и непридыхательных согласных и т.д.
При самостоятельной работе эта программа
обладает еще большей эффективностью, так как позволяет услышать себя со стороны,
зафиксировать и проанализировать ошибки, как самим студентом, так и
преподавателем.