44th International Philological Research Conference

Старое и новое слово в художественной рефлексии М. М. Зощенко

Людмила Владимировна Лукьянова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М.Кирова

195
2015-03-10
18:30 - 19:00

Ключевые слова, аннотация

Основным объектом аннотируемого доклада является языковой материал, представленный преимущественно в замыслах и отчасти в рассказах М. М. Зощенко 20-х гг. ХХ в. Языковая рефлексия писателя, как представляется, свидетельствует о поиске новых синтетических форм художественного отображения жизни и о выражении особой идейно-эстетической позиции автора. При всей индивидуальности средств языковой выразительности творчество Зощенко вместе с тем отражает и особую форму существования литературного языка своего времени.


Тезисы

      Начало литературной деятельности М.М.Зощенко, о чем свидетельствуют архивные материалы, связано как с остро критическим анализом творчества литературных предшественников, так и с обозначением и утверждением близких автору художественных ориентиров.
      Главное внимание Зощенко в это период привлекает словесная ткань ("жизнь слов"), которая приобретает для писателя особый самоценный смысл (замысел несостоявшейся работы "Реставрация дворянской литературы", многочисленные редакции статьи о Тэффи). Немалый интерес, на наш взгляд, вызывает способ аргументации (комментирования) и повторяющиеся негативные оценки Зощенко, оставшиеся без внимания исследователей.
      Именно анализ языковых средств, используемых Зощенко,позволяет понять языковые вкусы начинающего писателя, а с учетом и непосредственно заданных в критических набросках параллелей (Тэффи-Чехов, Тэффи-Реми), позволяет говорить о стремлении к определенным, разрабатываемым в практике художественного творчества синтетическим средствам выразительности. Языковая рефлексия Зощенко маркирует индивидуальные стилевые черты творчества писателя в контексте культурно-языкового универсума послереволюционного времени.