Старое и новое слово в художественной рефлексии М. М. Зощенко
Людмила Владимировна Лукьянова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М.Кирова
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М.Кирова
195
2015-03-10
18:30 -
19:00
Ключевые слова, аннотация
Основным объектом аннотируемого доклада является языковой
материал, представленный преимущественно в замыслах и отчасти в рассказах
М. М. Зощенко 20-х гг. ХХ в. Языковая рефлексия писателя, как
представляется, свидетельствует о поиске новых синтетических форм
художественного отображения жизни и о выражении особой идейно-эстетической
позиции автора. При всей индивидуальности средств языковой выразительности
творчество Зощенко вместе с тем отражает и особую форму существования
литературного языка своего времени.
Тезисы
Начало литературной деятельности М.М.Зощенко, о чем
свидетельствуют архивные материалы, связано как с остро критическим анализом
творчества литературных предшественников, так и с обозначением и утверждением
близких автору художественных ориентиров.
Главное внимание Зощенко в это период привлекает словесная ткань ("жизнь слов"), которая приобретает для писателя особый самоценный смысл (замысел несостоявшейся работы "Реставрация дворянской литературы", многочисленные редакции статьи о Тэффи). Немалый интерес, на наш взгляд, вызывает способ аргументации (комментирования) и повторяющиеся негативные оценки Зощенко, оставшиеся без внимания исследователей.
Именно анализ языковых средств, используемых Зощенко,позволяет понять языковые вкусы начинающего писателя, а с учетом и непосредственно заданных в критических набросках параллелей (Тэффи-Чехов, Тэффи-Реми), позволяет говорить о стремлении к определенным, разрабатываемым в практике художественного творчества синтетическим средствам выразительности. Языковая рефлексия Зощенко маркирует индивидуальные стилевые черты творчества писателя в контексте культурно-языкового универсума послереволюционного времени.
Главное внимание Зощенко в это период привлекает словесная ткань ("жизнь слов"), которая приобретает для писателя особый самоценный смысл (замысел несостоявшейся работы "Реставрация дворянской литературы", многочисленные редакции статьи о Тэффи). Немалый интерес, на наш взгляд, вызывает способ аргументации (комментирования) и повторяющиеся негативные оценки Зощенко, оставшиеся без внимания исследователей.
Именно анализ языковых средств, используемых Зощенко,позволяет понять языковые вкусы начинающего писателя, а с учетом и непосредственно заданных в критических набросках параллелей (Тэффи-Чехов, Тэффи-Реми), позволяет говорить о стремлении к определенным, разрабатываемым в практике художественного творчества синтетическим средствам выразительности. Языковая рефлексия Зощенко маркирует индивидуальные стилевые черты творчества писателя в контексте культурно-языкового универсума послереволюционного времени.