Космос и идеология в советской кинофантастике 1960-х гг. («Планета бурь», реж. П. Клушанцев)
Инна Николаевна Минеева
Докладчик
доцент
Петрозаводский государственный университет
Петрозаводский государственный университет
Кинозал
2015-03-13
18:50 -
19:25
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящен научно-фантастическому фильму
П. Клушанцева «Планета бурь» (1961) как
иллюстрации преодоления стереотипного
в официальном советском искусстве
представления о Вселенной как пространстве
идеологической пропаганды. Вопреки
официальной фантастике, П.
Клушанцев популяризирует знания о космосе как пространстве вне
Земли, его границах, законах. Кроме того,
в фильме ставятся проблемы философского и
психологического характера — контакта
двух цивилизаций, их существования,
столкновения идеологических,
антропологических, гендерных возможностей, желаний, а также природы тела и разума.
Тезисы
Научно-фантастический
фильм известного популяризатора науки,
знатока космологии и астрономии П.
Клушанцева «Планета бурь» (1961), созданного
по мотивам одноименной повести А.
Казанцева, — яркая иллюстрация преодоления
стереотипного в официальном советском
искусстве представления о Вселенной
как пространстве идеологической
пропаганды нелепых лозунгов и представлений
о всесилии советского государства,
идентификации советского человека как
«строителя коммунизма», завоевателя и
властителя «диких миров», способного
на «планетарные» подвиги и оправдывающего
«доверие советского народа». Вопреки
официальной научной фантастике, П.
Клушанцев популяризирует знания о
космосе как пространстве вне Земли, его
границах, законах рождения, жизни,
развития и умирания. Кроме того, в фильме
П. Клушанцев на первый план выводит
проблемы философского и психологического
характера — контакта двух цивилизаций,
их существования, столкновения
идеологических, антропологических,
гендерных ценностей, возможностей,
желаний, а также природы тела и разума.
Подобные
знания о космосе, земной и внеземной
жизни, сути человека формируются за
счет взаимодействия идеологического,
научного, фантастического нарративов,
переосмысления текста-источника
(одноименная повесть А. Казанцева),
реконструкции земного (советского,
идеологического) и внеземного хронотопов,
создания космической и «венерианской»
мифологии (образы советских и американского
космонавтов и «венерианской Аэлиты»,
ландшафт, стихийный и анималистический
мир, язык человеческой и внеземной
цивилизаций), введения языка жестов,
аллюзий на политические, исторические
события (советско-американские отношения),
научные гипотезы (К.Э. Циолковский),
художественные произведения (повесть
А.Н. Толстого «Аэлита»), создания
спецэффектов, комбинированных съемок
и др.