Религиозный экскурсионно-познавательный туризм: монастыри — православные святыни Болгарии
Валентина Ивановна Терехова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения
БАН
2015-03-12
15:15 -
15:30
Ключевые слова, аннотация
Религиозный туризм в XXI в.
получил широкое развитие и стал востребованным видом путешествий во многих
странах мира. Автор статьи предпринял попытку показать роль религиозного
экскурсионно-познавательного туризма как инструмента налаживания
взаимопонимания между братскими народами, а также их сближения с учетом
уважения и сохранения самобытности и установления позитивного диалога между государствами
на примере туристических паломнических поездок в монастыри Болгарии, как центры
православной культуры.
Тезисы
«Туризм выступает в качестве позитивного и постоянно
действующего фактора в расширении взаимопонимания, знаний друг о друге, а
значит, в укреплении мира» [1, с. 4]. Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности предоставляет
человеку возможность побывать в религиозных центрах, увидеть действующие
культурные памятники, такие как монастыри и храмовые комплексы, церкви, принять
участие в событиях религиозного характера. Во многих религиозных центрах мира
хранится большое количество рукописей духовного содержания и различные
культовые рукотворные предметы, доступные человеку для ознакомления. При
изучении наследия такого рода человек расширяет свои знания, которые так или
иначе влияют на его систему ценностей и нравственную составляющую жизни в
целом.
В докладе затрагиваются аспекты религиозного
культурно-познавательного туризма, обращается внимание на монастыри Болгарии
как центры духовно-православной культуры. Такой выбор автора не случаен.
Сегодня в условиях политического противостояния и попыток разобщить православный
мир необходимо вспомнить духовно-нравственные ценности, которые в самые сложные
периоды истории способствовали укреплению единства народов. Тысячи туристов из
России ежегодно посещают Болгарию и совершают экскурсии в монастыри с целью
ознакомления с православными святынями, которыми располагают святые
обители. В современной Болгарии в настоящее время насчитывается около 160 православных
монастырей. Наиболее посещаемыми туристами являются 10 монастырей, и автор
статьи останавливает на них внимание. Рыльский монастырь – самый большой
на Балканах – является главной православной святыней Болгарии. Именно здесь и
по сей день хранятся мощи преподобного Иоанна Рыльского, основателя болгарского
монашества, самого почитаемого в Болгарии святого. Бачковский монастырь Успения
Пресвятой Богородицы является вторым по своей значимости православным центром
Болгарии. Он был основан в 1083 г. в западной части гор Родопы. Дряновский
монастырь Св. Архангела Михаила был построен в честь победы Болгарии над
Византией в 1187 г. и с тех пор является одним из центров болгарской
православной культуры и просвещения. Черепишский монастырь Успения Богородицы,
история которого связана с периодом царствования Ивана Шишмана. Роженский
Богородице-Рождественский монастырь был основан в 890 г. В монастырской церкви
Рождества Богородицы хранится чудотворная икона Девы Марии, которая на
протяжении многих веков защищает эту обитель, и большое количество паломников
приезжает с целью почтить эту икону. Шипкинский монастырь находится в селе
Шипка. В центре монастыря воздвигнут Храм-памятник Рождества Христова в честь
русских воинов, павших за свободу Болгарии в период русско-турецкой войны
1877-1878 гг. На 34 мраморных плитах высечены имена русских солдат и болгарских
ополченцев, погибших в боях за Шипку. В подземелье храма в 18 мраморных
саркофагах покоятся останки русских воинов, почтить память и подвиг которых
приезжают тысячи туристов из России. Стоит отметить тот факт, что «когда вся
Болгария оказалась под властью Османской империи, монастыри оставались почти
единственными очагами болгарского национального духа и культурных традиций
народа» [2, с. 119]. Таким образом, религиозный экскурсионно-познавательный
туризм можно рассматривать как некий инструмент налаживания взаимопонимания
между народами, а также их сближения с учетом уважения и сохранения их
самобытности. Иначе невозможно представить процесс коммуникации между народами
и межнациональными культурами. Следовательно, религиозный
экскурсионно-познавательный туризм способствует выстраиванию позитивного
диалога между государствами, а также служит сближению и сотрудничеству двух
братских народов.
Литература
1. Гаагская декларация межпарламентской конференции по туризму 1989 г. М., 1989.
2. Ионина Н. А. 100 великих замков. М., 2004.
Литература
1. Гаагская декларация межпарламентской конференции по туризму 1989 г. М., 1989.
2. Ионина Н. А. 100 великих замков. М., 2004.