44th International Philological Research Conference

Основные направления модернизации языковой подготовки магистров в свете стоящих перед российской системой подготовки научных кадров целей и задач

Елена Геннадьевна Беляева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

6
2015-03-12
13:20 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

В данной работе рассматриваются основные задачи подготовки научных кадров в российской высшей школе на этапе магистратуры и роль языковой подготовки в успешной реализации этих задач. Предлагаются и обосновываются основные направления модернизации содержания языковой подготовки магистров. Демонстрируются конкретные примеры на материале английского языка и языковой подготовки магистров физического факультета СПбГУ.    

Тезисы

Актуальность модернизации подготовки научных кадров в российской высшей школе на этапе магистратуры обусловлена тем, что магистратуре отводится важное место в унифицированной в соответствии с требованиями Болонской декларации системе подготовки научных кадров и в системе сопоставимых степеней. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам РФ третьего поколения, вступившим в силу в 2011 году, магистратура образует верхний уровень высшего профессионального образования, находясь между бакалавриатом и аспирантурой. Выпускник-магистр, согласно этим стандартам, должен быть подготовлен к научно-исследовательской деятельности в международном образовательном пространстве и в мировом научном сообществе. Российская высшая школа в самое ближайшее время, вероятно,  должна будет выполнить поставленные правительством РФ задачи по ускоренной интеграции в мировое научное сообщество, формированию нового академического сообщества, повышению престижа ведущих российских вузов в международных системах оценки качества образования, а также повышению индекса цитируемости российских ученых и исследователей во всех областях научных знаний.
Языковая подготовка магистров-выпускников может сыграть решающую роль в успешной реализации поставленных задач и именно поэтому требует соответствующей модернизации в самое ближайшее время. Повышение качества языковой подготовки магистров ускорит процесс интеграции российской системы подготовки научных кадров в мировое образовательное пространство, а также усилит конкурентоспособность российского образования на мировом рынке образовательных услуг. 
В данной работе предлагается краткий анализ существующих программ по иностранным языкам, а также резюме доминирующего в настоящее время подхода к обучению магистров иностранному языку на основе широко и открыто публикуемых ведущими вузами нашей страны учебными программ. Далее предлагаются направления модернизации с обоснованием преимуществ предлагаемых преобразований.

Основной целью данной работы является предложить ряд основных направлений модернизации языковой подготовки магистров с обоснованием причин актуальности предлагаемых преобразований и инноваций. Рассматриваемые направления оптимизации языковой подготовки магистров предполагают достаточно широкий спектр конкретных изменений как в содержании обучения иностранному языку, так и в методах обучения и в самом методологическом подходе к языковому образованию на уровне магистратуры.  В работе обозначены также некоторые проблемы, стоящие на пути обновления содержания магистерских программ по иностранным языкам. Например, вопрос постановки самих целей и задач языковой подготовки магистров, формата итоговой аттестации магистров по иностранному языку, кадрового обеспечения языковой подготовки в магистратуре, контроля качества и индикаторов успешности такой языковой подготовки. Предлагается ряд решений обозначенных проблем с целью инициировать дальнейшую полемику по ключевым и принципиальным вопросам.    
Примеры конкретных практических решений, также результаты частичной апробации предлагаемых способов оптимизации языковой подготовки магистров представлены в данной работе на материале предложений по обновлению программы по английскому языку для студентов физического факультета СПбГУ одной учебной группы первого года обучения в магистратуре нынешнего учебного 2014/2015 учебного года.

Знание иностранного языка является неизменным компонентом фундаментальной составляющей традиционного высшего образовании в нашей стране и неотъемлемой частью подготовки российских научных кадров. В эпоху глобализации, интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство и ускорения интеграции российских ученых в мировое научное сообщество роль языковой подготовки магистров заметно возрастает и становится национальным капиталом российского научного сообщества.