Основные направления модернизации языковой подготовки магистров в свете стоящих перед российской системой подготовки научных кадров целей и задач
Елена Геннадьевна Беляева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
6
2015-03-12
13:20 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
В данной работе рассматриваются основные задачи подготовки
научных кадров в российской высшей школе на этапе магистратуры и роль языковой
подготовки в успешной реализации этих задач. Предлагаются и обосновываются основные
направления модернизации содержания языковой подготовки магистров. Демонстрируются конкретные примеры на
материале английского языка и языковой подготовки магистров физического
факультета СПбГУ.
Тезисы
Актуальность модернизации
подготовки научных кадров в российской высшей школе на этапе магистратуры
обусловлена тем, что магистратуре отводится важное место в унифицированной в
соответствии с требованиями Болонской декларации системе подготовки научных
кадров и в системе сопоставимых степеней. Согласно федеральным государственным
образовательным стандартам РФ третьего поколения, вступившим в силу в 2011
году, магистратура образует верхний уровень высшего профессионального
образования, находясь между бакалавриатом и аспирантурой. Выпускник-магистр,
согласно этим стандартам, должен быть подготовлен к научно-исследовательской
деятельности в международном образовательном пространстве и в мировом научном
сообществе. Российская высшая школа в самое ближайшее время, вероятно, должна будет выполнить поставленные
правительством РФ задачи по ускоренной интеграции в мировое научное сообщество,
формированию нового академического сообщества, повышению престижа ведущих
российских вузов в международных системах оценки качества образования, а также
повышению индекса цитируемости российских ученых и исследователей во всех
областях научных знаний.
Языковая подготовка магистров-выпускников может сыграть решающую роль в успешной реализации поставленных задач и именно поэтому требует соответствующей модернизации в самое ближайшее время. Повышение качества языковой подготовки магистров ускорит процесс интеграции российской системы подготовки научных кадров в мировое образовательное пространство, а также усилит конкурентоспособность российского образования на мировом рынке образовательных услуг.
В данной работе предлагается краткий анализ существующих программ по иностранным языкам, а также резюме доминирующего в настоящее время подхода к обучению магистров иностранному языку на основе широко и открыто публикуемых ведущими вузами нашей страны учебными программ. Далее предлагаются направления модернизации с обоснованием преимуществ предлагаемых преобразований.
Основной целью данной работы является предложить ряд основных направлений модернизации языковой подготовки магистров с обоснованием причин актуальности предлагаемых преобразований и инноваций. Рассматриваемые направления оптимизации языковой подготовки магистров предполагают достаточно широкий спектр конкретных изменений как в содержании обучения иностранному языку, так и в методах обучения и в самом методологическом подходе к языковому образованию на уровне магистратуры. В работе обозначены также некоторые проблемы, стоящие на пути обновления содержания магистерских программ по иностранным языкам. Например, вопрос постановки самих целей и задач языковой подготовки магистров, формата итоговой аттестации магистров по иностранному языку, кадрового обеспечения языковой подготовки в магистратуре, контроля качества и индикаторов успешности такой языковой подготовки. Предлагается ряд решений обозначенных проблем с целью инициировать дальнейшую полемику по ключевым и принципиальным вопросам.
Примеры конкретных практических решений, также результаты частичной апробации предлагаемых способов оптимизации языковой подготовки магистров представлены в данной работе на материале предложений по обновлению программы по английскому языку для студентов физического факультета СПбГУ одной учебной группы первого года обучения в магистратуре нынешнего учебного 2014/2015 учебного года.
Знание иностранного языка является неизменным компонентом фундаментальной составляющей традиционного высшего образовании в нашей стране и неотъемлемой частью подготовки российских научных кадров. В эпоху глобализации, интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство и ускорения интеграции российских ученых в мировое научное сообщество роль языковой подготовки магистров заметно возрастает и становится национальным капиталом российского научного сообщества.
Языковая подготовка магистров-выпускников может сыграть решающую роль в успешной реализации поставленных задач и именно поэтому требует соответствующей модернизации в самое ближайшее время. Повышение качества языковой подготовки магистров ускорит процесс интеграции российской системы подготовки научных кадров в мировое образовательное пространство, а также усилит конкурентоспособность российского образования на мировом рынке образовательных услуг.
В данной работе предлагается краткий анализ существующих программ по иностранным языкам, а также резюме доминирующего в настоящее время подхода к обучению магистров иностранному языку на основе широко и открыто публикуемых ведущими вузами нашей страны учебными программ. Далее предлагаются направления модернизации с обоснованием преимуществ предлагаемых преобразований.
Основной целью данной работы является предложить ряд основных направлений модернизации языковой подготовки магистров с обоснованием причин актуальности предлагаемых преобразований и инноваций. Рассматриваемые направления оптимизации языковой подготовки магистров предполагают достаточно широкий спектр конкретных изменений как в содержании обучения иностранному языку, так и в методах обучения и в самом методологическом подходе к языковому образованию на уровне магистратуры. В работе обозначены также некоторые проблемы, стоящие на пути обновления содержания магистерских программ по иностранным языкам. Например, вопрос постановки самих целей и задач языковой подготовки магистров, формата итоговой аттестации магистров по иностранному языку, кадрового обеспечения языковой подготовки в магистратуре, контроля качества и индикаторов успешности такой языковой подготовки. Предлагается ряд решений обозначенных проблем с целью инициировать дальнейшую полемику по ключевым и принципиальным вопросам.
Примеры конкретных практических решений, также результаты частичной апробации предлагаемых способов оптимизации языковой подготовки магистров представлены в данной работе на материале предложений по обновлению программы по английскому языку для студентов физического факультета СПбГУ одной учебной группы первого года обучения в магистратуре нынешнего учебного 2014/2015 учебного года.
Знание иностранного языка является неизменным компонентом фундаментальной составляющей традиционного высшего образовании в нашей стране и неотъемлемой частью подготовки российских научных кадров. В эпоху глобализации, интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство и ускорения интеграции российских ученых в мировое научное сообщество роль языковой подготовки магистров заметно возрастает и становится национальным капиталом российского научного сообщества.