44th International Philological Research Conference

Творческие письменные задания как способ обучения лексике на уровне Advanced

Анна Александровна Успенская
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

6
2015-03-13
13:40 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен проблеме пополнения словарного запаса студентов, обучающихся английскому языку по траектории B2-C1 (Upper-Intermediate — Advanced). Автор рассматривает особенности обучения лексике студентов продвинутого уровня, обозначает препятствия и описывает один из способов их преодоления: творческие письменные задания, или creative writing. В докладе выделяются типы творческих письменных заданий, наиболее эффективных для обучения лексике на продвинутом уровне; приводятся примеры заданий, основанных на лексике, предлагаемой к изучению на 1 и 2-м курсах в СПбГУ.

Тезисы

При изучении английского языка на уровне Upper-Intermediate – Advanced студенты обладают достаточно широким словарным запасом, чтобы успешно общаться в разнообразных ситуациях. Однако от выпускника вуза, особенно если речь идёт о гуманитарной специальности, требуется владение языком как эффективным средством создания устных и письменных текстов различных жанров: публичного выступления, лекции, газетной и научной статьи, научного доклада и др. Данная задача требует владения лексикой на уровне, позволяющем не только сообщить информацию, но и передавать разнообразные смысловые оттенки. Соответственно, важно найти виды работы со словом, которые стимулировали бы интерес к сложной лексике и побуждали бы осваивать иноязычный вокабуляр во всём его разнообразии. В данном докладе предпринята попытка показать, как одним из таких видов работы могут стать творческие письменные задания – компонент творческого письма, называемого в англоязычной литературе creative writing. Автор сосредотачивается именно на письменных заданиях по двум причинам: во-первых, потому что овладение навыками и умениями письменной речи само по себе является компонентом цели изучения иностранного языка в вузе, а во-вторых, потому что письмо даёт необходимую платформу для аналитической работы с лексикой, благодаря чему облегчается дальнейшее её изучение в устно-речевом аспекте. Creative writing (креативное письмо, творческое письмо) с точки зрения обучения иностранному языку представляет собой вид письменных заданий, целью которых является создание художественного текста (рассказа, стихотворения, мемуаров и пр.) Методическая ценность творческого письма состоит в том, что задания такого типа стимулируют студентов к активному поиску языковых средств, наилучшим образом отвечающих задаче, и к наиболее адекватному их использованию. При обучении лексике творческое письмо позволяет активизировать и пополнять словарный запас, научиться анализировать синонимические ряды и осуществлять выбор в соответствии с контекстом, лексически передавать смысловые оттенки и стилистическую принадлежность высказывания. Обучая иностранному языку студентов неязыкового факультета, рационально использовать отдельные элементы творческого письма: описание человека, местности, движения, изменений, отношений, атмосферы, чувств, событийного контекста и пр.; элементы повествования, диалог, убедительное выражение точки зрения, призыв к действию, - всё это можно впоследствии объединять в более масштабные тексты при выполнении таких творческих заданий, как написание статьи, короткого рассказа, петиции, текста выступления и пр. Полезно также знакомить студентов со стилистическими приёмами в том объёме, в каком они позволяют сосредоточиться на изучаемой лексике. При обучении английскому языку студентов 1 и 2 курсов факультета международных отношений СПбГУ творческие письменные задания используются как дополнение к общеразговорному курсу Language Leader в рамках таких тем, как „Туризм“, „Журналистика“, „Мода“, „Технологии“, „Искусство“ и др.