Анализ и интерпретация пауз хезитаций в ситуации неподготовленного чтения фонетически представительного текста
Индра Владимировна Хубракова
Докладчик
аспирант
Бурятский государственный университет
Бурятский государственный университет
129
2015-03-12
16:00 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен исследованию пауз хезитаций (ПХ), возникающих в процессе неподготовленного чтения фонетически представительного текста в исполнении 8-ми носителей современного бурятского языка. Результаты исследования показывают характер и причины возникновения пауз хезитаций.
Тезисы
Паузы
хезитации (ПХ) представляют собой "характернейшую особенность спонтанной
устной речи (как непринужденной, разговорной, так и более официальной),
отражающую ее сиюминутность, творческий характер" (Фонетика спонтанной речи 1988: 144). Хезитация свойственна любой
форме устной речи, однако особый интерес представляют ПХ наблюдаемые в процессе
чтения. Исследование проводится на материале современного бурятского языка. Функции
и характер ПХ в чтении и говорении различны. Задача состоит в рассмотрении и классификации
пауз хезитации в процессе чтения. Авторы «Фонетики спонтанной речи» считают,
что в чтении и других видах подготовленной речи ПХ либо полностью отсутствуют,
либо достаточно четко противопоставлены как по своим фонетическим характеристикам,
так и по позиции в высказывании паузам межфразовым и межсинтагменным» (Фонетика спонтанной речи 1988: 147).
В настоящем исследовании материалом для анализа ПХ в процессе чтения послужил сбалансированный фонетически представительный текст из 50 предложений. В тексте отражены все особенности фонетической системы анализируемого языка. Чтение текста записано в исполнении 8 дикторов (3 филолога и 5 нефилологов). Информанты – носители бурятского языка, проживающие на территории Бурятии. Чтение текста производилась без предварительной подготовки.
При анализе материала было установлено, что говорить об отсутствии в чтении ПХ неправомерно. Слуховой анализ записей текста показал, что в процессе чтения у каждого из дикторов зарегистрированы ПХ, как заполненные и незаполненные. Общее количество заполненных и незаполненных пауз в текстах приблизительно равно. Первые результаты слухового анализа показывают тенденцию к превалированию незаполненных ПХ в речи филологов. В чтении нефилологов наблюдается незначительное преобладание заполненных пауз.
Главной причиной пауз хезитации является сложность, возникающая при декодировании текста с письменного языка на устный, поиск верного озвучивания написанного. Результаты анализа ПХ подтверждают гипотезу Ф. Голдмен-Эйслера о влиянии лексической составляющей текста (Goldman-Eisler F. Pauses, Clauses, Sentences, 1972: 103-113). Выяснилось, что ПХ появляются в контактных пре- и постпозициях. Слова, входящие в состав частотной лексики бурятского языка и хорошо знакомые информантам не вызывают трудностей с декодированием, а многосложные слова или необычные формы часто служат причиной появления пауз хезитаций.
Причиной возникновения ПХ являются также сложные синтаксические конструкции не характерные для разговорной речи, например, деепричастный оборот. При чтении вслух сложная синтаксическая структура провоцирует читателей на более длительные паузы. Наши наблюдения подтверждают сказанное.
Результаты исследования показывают, что основные функции пауз хезитации связаны с контролем качества прочтения фрагмента (в случае неверного прочтения происходит самокоррекция); с обдумыванием следующего слова для правильного его произнесения, с передышкой, с 'поправлением' голоса. Таким образом, паузы хезитации проявляются не только в процессе спонтанной устной речи, но и при чтении.
В настоящем исследовании материалом для анализа ПХ в процессе чтения послужил сбалансированный фонетически представительный текст из 50 предложений. В тексте отражены все особенности фонетической системы анализируемого языка. Чтение текста записано в исполнении 8 дикторов (3 филолога и 5 нефилологов). Информанты – носители бурятского языка, проживающие на территории Бурятии. Чтение текста производилась без предварительной подготовки.
При анализе материала было установлено, что говорить об отсутствии в чтении ПХ неправомерно. Слуховой анализ записей текста показал, что в процессе чтения у каждого из дикторов зарегистрированы ПХ, как заполненные и незаполненные. Общее количество заполненных и незаполненных пауз в текстах приблизительно равно. Первые результаты слухового анализа показывают тенденцию к превалированию незаполненных ПХ в речи филологов. В чтении нефилологов наблюдается незначительное преобладание заполненных пауз.
Главной причиной пауз хезитации является сложность, возникающая при декодировании текста с письменного языка на устный, поиск верного озвучивания написанного. Результаты анализа ПХ подтверждают гипотезу Ф. Голдмен-Эйслера о влиянии лексической составляющей текста (Goldman-Eisler F. Pauses, Clauses, Sentences, 1972: 103-113). Выяснилось, что ПХ появляются в контактных пре- и постпозициях. Слова, входящие в состав частотной лексики бурятского языка и хорошо знакомые информантам не вызывают трудностей с декодированием, а многосложные слова или необычные формы часто служат причиной появления пауз хезитаций.
Причиной возникновения ПХ являются также сложные синтаксические конструкции не характерные для разговорной речи, например, деепричастный оборот. При чтении вслух сложная синтаксическая структура провоцирует читателей на более длительные паузы. Наши наблюдения подтверждают сказанное.
Результаты исследования показывают, что основные функции пауз хезитации связаны с контролем качества прочтения фрагмента (в случае неверного прочтения происходит самокоррекция); с обдумыванием следующего слова для правильного его произнесения, с передышкой, с 'поправлением' голоса. Таким образом, паузы хезитации проявляются не только в процессе спонтанной устной речи, но и при чтении.