Семантика и прагматика обращений в псевдокоммуникативных контекстах (на материале детского журнала «Чиж» 1930–1941 гг.)
Александра Андреевна Брыкова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
208
2015-03-11
17:00 -
17:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе
рассматривается семантика и прагматика
обращений (с использованием слов
тематических групп «предметы», «животные»,
«природные явления») в псевдокоммуникативных
контекстах детского журнала «Чиж»
1930–1941 гг. Демонстрируется их преимущественное
функционирование в императивных
контекстах, доказывается, что степень
императивности напрямую зависит от
семантики слова-обращения. Прагматический
аспект исследования заключается в
рассмотрении обращения как элемента
когнитивного уровня, участвующего в
иерархизации мира.
Тезисы
Обращение
— многоплановая лингвистическая
категория текстового уровня, которая
тесно связана с экстралингвистической
ситуаций, и прежде всего ─ с социальными
ролями участников диалога. Последнее
особенно важно учитывать при изучении
текстов детских журналов, одна из
основных функций которых — воспитательная
(«Чиж», для детей 6-8 лет).
В докладе исследуется семантика и прагматика обращений, представленных лексикой тематических групп «животные», «предметы», «природа», функционирующих в т.н. псевдокоммуникативных контекстах. Такой тип контекстов для обращения является периферийным, так как не предполагает реакции адресата в силу его специфики. Однако в текстах детских журналов этот тип коммуникации встречается часто, в основном в стихотворных произведениях: Вы чинитесь, провода, /<...> Поливай торцы, вода [Чиж, 1934, №9]. Дорогой ручей, / Напои грачей [Чиж, 1935, №9]. Беги к цыплятам, курица, / В жаркое угодят [Чиж, 1937, №1].
Такие обращения используются в императивных контекстах с формами глагола повелительного наклонения 2 л. ед.ч. При этом, в зависимости от того, слово какой тематической группы используется в позиции обращения, степень императивности варьируется от приказа для предметных существительных, до просьбы — для слов тематической группы «природа» и пожелания — для слов, обозначающих животных. Таким образом происходит своего рода иерархизация окружающего мира, герой того или иного произведения (а вместе с ним и читатель-ребенок) осознает, в какой степени он может воздействовать на окружающие его предметы и явления. Важно отметить, что в случае обращений к «предметам» часто используется прием олицетворения, а семантика глагола указывает на действие, наиболее характерное для предмета: Ты руби, топор, руби <...> / Ты мети, метла, мети [Чиж, 1934, №9].
В иерархизации мира важную роль играет и противопоставление «свой — чужой», на языковом уровне реализующееся использованием притяжательных местоимений: Лейся, песнь моя, / Пионерская [Чиж, 1930, №1]. Здравствуй, здравствуй, / Наша школа! [Чиж, 1933, №9]. Слова со значением места в жанре приветствия (последний пример) тоже способствуют этому противопоставлению.
Обращения могут осложняться также и прилагательными, обычно с коннотациями положительной оценки. Выбор прилагательного зависит от семантики ядерного существительного обращения. Так, существительные тематической группы предметов сопровождаются оценочными прилагательными, слова тематической группы «природа» — устойчивыми эпитетами, а обращения из группы «животные» — характеризующими прилагательными, сужающими понятие: Мой веселый звонкий мяч, ты куда пустился вскачь? [Чиж, 1935, №5]. Всех сильней ты, вольный ветер [Чиж, 1937, №12]. Африканские лошадки, / Хорошо играть вам в прятки [Чиж, 1935, №3].
Использование обращений во многом зависит от жанра. В текстах детского журнала «Чиж» обращения в псевдокоммуникативных контекстах прежде всего встречаются в стихотворных произведениях. Ориентируясь на фольклорную традицию, эти произведения отражают во многом мифо-поэтическую картину мира, где существует строгая иерархия, где все предметы и явления, будучи тесно связанными с потребностями человека, часто принадлежа ему, обладают своими отличительными признаками и «живут своей жизнью».
Источники Чиж: Ежемесячный журнал для детей младшего возраста. Л., 1930-1941гг.
В докладе исследуется семантика и прагматика обращений, представленных лексикой тематических групп «животные», «предметы», «природа», функционирующих в т.н. псевдокоммуникативных контекстах. Такой тип контекстов для обращения является периферийным, так как не предполагает реакции адресата в силу его специфики. Однако в текстах детских журналов этот тип коммуникации встречается часто, в основном в стихотворных произведениях: Вы чинитесь, провода, /<...> Поливай торцы, вода [Чиж, 1934, №9]. Дорогой ручей, / Напои грачей [Чиж, 1935, №9]. Беги к цыплятам, курица, / В жаркое угодят [Чиж, 1937, №1].
Такие обращения используются в императивных контекстах с формами глагола повелительного наклонения 2 л. ед.ч. При этом, в зависимости от того, слово какой тематической группы используется в позиции обращения, степень императивности варьируется от приказа для предметных существительных, до просьбы — для слов тематической группы «природа» и пожелания — для слов, обозначающих животных. Таким образом происходит своего рода иерархизация окружающего мира, герой того или иного произведения (а вместе с ним и читатель-ребенок) осознает, в какой степени он может воздействовать на окружающие его предметы и явления. Важно отметить, что в случае обращений к «предметам» часто используется прием олицетворения, а семантика глагола указывает на действие, наиболее характерное для предмета: Ты руби, топор, руби <...> / Ты мети, метла, мети [Чиж, 1934, №9].
В иерархизации мира важную роль играет и противопоставление «свой — чужой», на языковом уровне реализующееся использованием притяжательных местоимений: Лейся, песнь моя, / Пионерская [Чиж, 1930, №1]. Здравствуй, здравствуй, / Наша школа! [Чиж, 1933, №9]. Слова со значением места в жанре приветствия (последний пример) тоже способствуют этому противопоставлению.
Обращения могут осложняться также и прилагательными, обычно с коннотациями положительной оценки. Выбор прилагательного зависит от семантики ядерного существительного обращения. Так, существительные тематической группы предметов сопровождаются оценочными прилагательными, слова тематической группы «природа» — устойчивыми эпитетами, а обращения из группы «животные» — характеризующими прилагательными, сужающими понятие: Мой веселый звонкий мяч, ты куда пустился вскачь? [Чиж, 1935, №5]. Всех сильней ты, вольный ветер [Чиж, 1937, №12]. Африканские лошадки, / Хорошо играть вам в прятки [Чиж, 1935, №3].
Использование обращений во многом зависит от жанра. В текстах детского журнала «Чиж» обращения в псевдокоммуникативных контекстах прежде всего встречаются в стихотворных произведениях. Ориентируясь на фольклорную традицию, эти произведения отражают во многом мифо-поэтическую картину мира, где существует строгая иерархия, где все предметы и явления, будучи тесно связанными с потребностями человека, часто принадлежа ему, обладают своими отличительными признаками и «живут своей жизнью».
Источники Чиж: Ежемесячный журнал для детей младшего возраста. Л., 1930-1941гг.