Кашубское население канадской провинции Онтарио
Валерий Иосифович Ермола
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
211
2015-03-10
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен истории формирования и современному состоянию кашубской переселенческой общины в Северной Америке и в частности в канадской провинции Онтарио. Рассматриваются исторические, этнографические и лингвистические аспекты проблемы, а также актуальное состояние исследований данной этнической группы.
Тезисы
Кашубы являются потомками
славянских племен, называемых «поморяне», которые с давних времен населяли
территории на южном берегу Балтийского моря от устья Вислы до Одера. Эти
племена отличались высокоразвитой культурой, их земли были политическим и
религиозным центром всего Поморья.
Историческая судьба кашубов была очень сложной и запутанной. После первого раздела Польши их земли перешли во владение прусского короля, принявшего титул герцога кашубского, и оставались в составе Пруссии вплоть до окончания второй мировой войны. В течение всего этого времени коренное кашубское население Поморья подвергалось насильственной германизации, что вызывало многочисленные протесты.
Ухудшение экономической ситуации в разделенной между тремя европейскими империями Польше, политические и религиозные гонения в шестидесятые годы девятнадцатого века вызывают массовую эмиграцию населения. Более всего людей уехало в Северную Америку. Именно в это время первые кашубы появляются в Канаде. Это были выходцы из окрестностей Старогарда, Гдыни, Пуцка, Вейхерово, Гданьска и других городов Кашубии. Наибольшее число кашубов компактно осело в канадской провинции Онтарио.
Власти Канады официально регистрировали кашубов как пруссаков, поскольку их земли принадлежали прусскому королевству в момент эмиграции, и они имели прусские документы. С другой стороны, в различных этнографических, исторических и церковных документах их обычно причисляли к полякам, большое число которых также эмигрировало в Северную Америку. Канадские власти направили вновь прибывших на не заселенные европейцами территории. Первые кашубские поселенцы прибыли в Онтарио в 1864 году. Несколько сотен кашубов основали город Вильно неподалеку от города Баррис Бэй. Их ближайшими соседями стали эмигранты из Ирландии, появившиеся здесь несколькими десятилетиями ранее. Вторая значительная волна эмиграции имела место в 1892-1896 гг. Последняя группа кашубов прибыла в Онтарио в 1898 году. Первоначально она обосновалась в США, в штате Массачусетс, но тяжелые условия жизни там вынудили бóльшую часть кашубов отправиться к их более благополучным соплеменникам в Канаду.
В настоящее время в провинции Онтарио компактно проживает около трех тысяч кашубов, говорящих по-кашубски. Польско-канадский славист Ян Л. Перковский, исследовавший их язык, зарегистрировал носителей двух диалектов кашубского языка в Канаде – южного (заборского), бытующего у выходцев из Косцежины, и северного (парховского), бытующего у выходцев их Картуз. Следует заметить, что у приблизительно двухсот тысяч кашубов, проживающих на территории современной Польши, насчитывается около сорока различных диалектов, зачастую сильно отличающихся друг от друга.
Своеобразие языка и культуры кашубов особенно заметно в области фольклора, который значительно отличается от любого другого славянского (чрезвычайно любопытной является кашубская демонология). Канадские кашубы при поддержке канадских властей стараются культивировать и развивать свой язык и свою культуру, хотя в общественной жизни и религиозной практике используют английский либо польский языки.
Историческая судьба кашубов была очень сложной и запутанной. После первого раздела Польши их земли перешли во владение прусского короля, принявшего титул герцога кашубского, и оставались в составе Пруссии вплоть до окончания второй мировой войны. В течение всего этого времени коренное кашубское население Поморья подвергалось насильственной германизации, что вызывало многочисленные протесты.
Ухудшение экономической ситуации в разделенной между тремя европейскими империями Польше, политические и религиозные гонения в шестидесятые годы девятнадцатого века вызывают массовую эмиграцию населения. Более всего людей уехало в Северную Америку. Именно в это время первые кашубы появляются в Канаде. Это были выходцы из окрестностей Старогарда, Гдыни, Пуцка, Вейхерово, Гданьска и других городов Кашубии. Наибольшее число кашубов компактно осело в канадской провинции Онтарио.
Власти Канады официально регистрировали кашубов как пруссаков, поскольку их земли принадлежали прусскому королевству в момент эмиграции, и они имели прусские документы. С другой стороны, в различных этнографических, исторических и церковных документах их обычно причисляли к полякам, большое число которых также эмигрировало в Северную Америку. Канадские власти направили вновь прибывших на не заселенные европейцами территории. Первые кашубские поселенцы прибыли в Онтарио в 1864 году. Несколько сотен кашубов основали город Вильно неподалеку от города Баррис Бэй. Их ближайшими соседями стали эмигранты из Ирландии, появившиеся здесь несколькими десятилетиями ранее. Вторая значительная волна эмиграции имела место в 1892-1896 гг. Последняя группа кашубов прибыла в Онтарио в 1898 году. Первоначально она обосновалась в США, в штате Массачусетс, но тяжелые условия жизни там вынудили бóльшую часть кашубов отправиться к их более благополучным соплеменникам в Канаду.
В настоящее время в провинции Онтарио компактно проживает около трех тысяч кашубов, говорящих по-кашубски. Польско-канадский славист Ян Л. Перковский, исследовавший их язык, зарегистрировал носителей двух диалектов кашубского языка в Канаде – южного (заборского), бытующего у выходцев из Косцежины, и северного (парховского), бытующего у выходцев их Картуз. Следует заметить, что у приблизительно двухсот тысяч кашубов, проживающих на территории современной Польши, насчитывается около сорока различных диалектов, зачастую сильно отличающихся друг от друга.
Своеобразие языка и культуры кашубов особенно заметно в области фольклора, который значительно отличается от любого другого славянского (чрезвычайно любопытной является кашубская демонология). Канадские кашубы при поддержке канадских властей стараются культивировать и развивать свой язык и свою культуру, хотя в общественной жизни и религиозной практике используют английский либо польский языки.