44th International Philological Research Conference

Роль речевой ситуации в стимулировании спонтанной лжи в английском и русском бытовом диалоге

Александра Георгиевна Поспелова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Елена Николаевна Шустрова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

187
2015-03-10
14:40 - 14:55

Ключевые слова, аннотация

Работа выполнена в рамках прагмалингвистики и теории речевого общения. Рассматриваются условия возникновения спонтанной лжи в речевом взаимодействии. Показана важная и разнообразная роль следующих компонентов речевой ситуации: социально-статусные признаки лжеца, его индивидуальные характеристики, статусно-ролевые и межличностные отношения между коммуникантами, внешние условия коммуникации.

Тезисы

  РОЛЬ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ В СТИМУЛИРОВАНИИ СПОНТАННОЙ ЛЖИ В АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ БЫТОВОМ ДИАЛОГЕ По приводимым в научной литературе фактам, ложь значительно шире представлена в устной речи, чем в письменной. В связи с этим особый интерес представляет рассмотрение спонтанной лжи (СЛ) и условий её возникновения в речевой ситуации. Сосредоточим внимание на факторах, влияющих на появление именно СЛ, не планируемой заранее (в отличие от лжи при мистификации и манипулировании).  Обратимся к отдельным компонентам речевой ситуации, влияющим на коммуникативное поведение «спонтанного лжеца». 1.     Социально-статусные характеристики коммуникантов.  Профессиональная  принадлежность (социально-культурный параметр) может требовать соблюдения секретности; социально-биологические особенности (возрастные или гендерные) могут служить причиной СЛ, возникающей из-за страха наказания, хвастовства или кокетства. Этнокультурная принадлежность при лжи связана с проявлением национального характера или соблюдением национально специфичных правил речевого общения. Например, преувеличенная похвала как проявление вежливости у англичан и американцев. 2.     Индивидуальные характеристики коммуникантов. Во-первых, имеются в виду их интеллектуально-психологические признаки. СЛ в коммуникативном поведении может быть обусловлена принадлежностью говорящего к типу так называемых «патологических» лжецов, к типу балагуров, склонных развлекать собеседников. Во-вторых, это текущее психологическое состояние, побуждающее человека лгать.  Чаще всего это страх или сильное желание. 3.     Статусно-ролевые отношения между коммуникантами при выполнении ими служебных, житейских и семейных функций.  Если отношения асимметричны, то СЛ может быть представлена лестью перед начальством, заискиванием перед клиентом в целях навязывания своих услуг или в разговорах с детьми; в этих случаях целью лжи является либо назидание, либо избегание тематики, неподходящей для детей. При симметричных отношениях причиной может быть соперничество между коллегами, подсиживание, уклонение от работы, самоутверждение и «сохранение лица»; в семье это стремление оградить себя от вмешательства в личную сферу. Ложь, связанная с изменами супругов, скорее носит не спонтанный, а долгосрочный характер. Для гармонизации семейных отношений коммуниканты нередко прибегают к комплиментам. 4.     Межличностные отношения. При дружеских отношениях нередко появляются неискренние слова одобрения, согласия и поддержки и комплименты, а враждебные отношения чаще сопровождаются проявлением вербальной агрессии в виде ложных обвинений, необоснованных упреков и пустых угроз. 5.     Внешние условия коммуникации (место и время общения) в основном действуют в комплексе с перечисленными выше факторами; несколько большая роль в стимулировании СЛ принадлежит Случайному Слушающему.