Роль речевой ситуации в стимулировании спонтанной лжи в английском и русском бытовом диалоге
            Александра Георгиевна Поспелова
        
        
        Докладчик
        
        
        профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
    Санкт-Петербургский государственный университет
            Елена Николаевна Шустрова
        
        
        Докладчик
        
        
        старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
    Санкт-Петербургский государственный университет
187
2015-03-10
14:40 -
        14:55
    Ключевые слова, аннотация
    Работа выполнена в рамках прагмалингвистики и теории речевого общения. Рассматриваются условия возникновения спонтанной лжи в речевом взаимодействии. Показана важная и разнообразная роль следующих компонентов речевой ситуации: социально-статусные признаки лжеца, его индивидуальные характеристики, статусно-ролевые и межличностные отношения между коммуникантами, внешние условия коммуникации.
Тезисы
      РОЛЬ
РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ В СТИМУЛИРОВАНИИ СПОНТАННОЙ ЛЖИ В АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ БЫТОВОМ
ДИАЛОГЕ
По приводимым в научной
литературе фактам, ложь значительно шире представлена в устной речи, чем в
письменной. В связи с этим особый интерес представляет рассмотрение спонтанной
лжи (СЛ) и условий её возникновения в речевой ситуации. Сосредоточим внимание
на факторах, влияющих на появление именно СЛ, не планируемой заранее (в отличие
от лжи при мистификации и манипулировании).  Обратимся к отдельным компонентам речевой
ситуации, влияющим на коммуникативное поведение «спонтанного лжеца». 
1.    
Социально-статусные
характеристики коммуникантов.  Профессиональная  принадлежность (социально-культурный параметр) может требовать соблюдения
секретности; социально-биологические
особенности (возрастные или гендерные) могут служить причиной СЛ, возникающей
из-за страха наказания, хвастовства или кокетства. Этнокультурная принадлежность при лжи связана с проявлением
национального характера или соблюдением национально специфичных правил речевого
общения. Например, преувеличенная похвала как проявление вежливости у англичан
и американцев.
2.    
Индивидуальные
характеристики коммуникантов. Во-первых, имеются в
виду их интеллектуально-психологические
признаки. СЛ в коммуникативном поведении может быть обусловлена принадлежностью
говорящего к типу так называемых «патологических» лжецов, к типу балагуров,
склонных развлекать собеседников. Во-вторых, это текущее психологическое состояние, побуждающее человека лгать.  Чаще всего это страх или сильное желание. 
3.    
Статусно-ролевые
отношения между коммуникантами при выполнении ими
служебных, житейских и семейных функций. 
Если отношения асимметричны, то СЛ может быть представлена лестью
перед начальством, заискиванием перед клиентом в целях навязывания своих услуг
или в разговорах с детьми; в этих случаях целью лжи является либо назидание,
либо избегание тематики, неподходящей для детей. При симметричных
отношениях причиной может быть соперничество между коллегами, подсиживание,
уклонение от работы, самоутверждение и «сохранение лица»; в семье это
стремление оградить себя от вмешательства в личную сферу. Ложь, связанная с
изменами супругов, скорее носит не спонтанный, а долгосрочный характер. Для
гармонизации семейных отношений коммуниканты нередко прибегают к комплиментам.
4.    
Межличностные
отношения. При дружеских отношениях нередко
появляются неискренние слова одобрения, согласия и поддержки и комплименты, а
враждебные отношения чаще сопровождаются проявлением вербальной агрессии в виде
ложных обвинений, необоснованных упреков и пустых угроз. 
5.    
Внешние
условия коммуникации (место и время общения) в основном
действуют в комплексе с перечисленными выше факторами; несколько большая роль в стимулировании СЛ
принадлежит Случайному Слушающему.