Миф и время в романе Уильяма Фолкнера «Шум и ярость»
Максим Иванович Жук
Докладчик
доцент
Дальневосточный федеральный университет
Дальневосточный федеральный университет
190
2015-03-12
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе анализируются ключевые категории художественного
мира романа У. Фолкнера «Шум и ярость» — миф и время. Писатель трансформирует евангельский
образ Иисуса Христа, с которым соотносится
Бенджи Компсон. Трансформация мифологической модели позволяет интерпретировать
мир романа «Шум и ярость» как купированный апокалипсис: человечество в лице
семьи Компсонов обречено на повторение кошмара богооставленности, оно отчуждено от Вечности, которая
персонифицирована в книге образом Кедди.
Тезисы
Миф и время -
ключевые категории как художественного
мира романа У. Фолкнера «Шум и ярость», так и всего творчества писателя.
Евангельские аллюзии пронизывают всю структуру романа: основное действие книги разворачивает в течение Пасхи 1928 года, его четырехчастная композиция соотносится с Четвероевангелием. Как отмечает В. Руднев, три первые части - это «синоптические евангелия», повествующие об одном и том же герое - Кедди Компсон, и четвертая, резюмирующая, часть является аналогом Евангелия от Иоанна. Центральный герой романа, слабоумный Бенджи Компсон, недвусмысленно соотносится автором с образом Иисуса Христа: он наделен его возрастом (33 года), на первых же страницах негритёнок Ластер использует по отношению к герою глагол to nail, который можно перевести как «цепляться за что-либо» и как «прибивать что-либо гвоздями». Кроме возраста и используемой лексики, на христоподобность героя указывают многие другие детали. Согласно сюжету евангельского мифа, Христос был распят между убийцей и вором. В романе Фолкнера Бенджи Компсон связан кровными узами с Квентиным, самоубийцей, и Джейсоном, ворующим деньги у племянницы.
Однако в художественном мире романа У. Фолкнера миф подвергается трансформации. Христианский бог должен не только умереть, но и воскреснуть, тем самым символически утвердив идеи вечного обновления бессмертной жизни, искупления греха и любви Бога к человеку. Однако фолкнеровкий Бенджи-Христос и не умирает и не воскресает. Более того он – кастрированное божество, не способное возродиться в другом и возродить мир. Поэтому через весь роман проходит лейтмотивный плач Бенджи, символизирующий муки бога, лишенного возможности умереть и переродиться, обречённого вечно страдать на кресте. Трансформация мифологической модели позволяет интерпретировать мир романа «Шум и ярость» как купированный апокалипсис: человечество в лице семьи Компсонов обречено на постоянное повторение кошмара без возможности перерождения. Неслучайно, что в романе повторяются семейные имена: Мори (дядя) – Мори (Бенджи), Квентин – Квентина, Джейсон (отец) – Джейсон (сын).
С христианским мифом очень тесно связано художественное время романа. В христианской картине мира понятие времени появляется после грехопадения и изгнания человека в несовершенный мир. Время сотворено, оно имеет начало и конец, между которыми проходит история человечества. После Апокалипсиса «времени уже не будет» [Откровение, 10:6], и человечество перейдёт во вневременное целостное пространство Вечности. Однако мир Компсонов не может преодолеть кошмар богооставленности, он лишен возможности выйти из дурной цикличности. В романе «Шум и ярость» братья Компсоны заперты в своих хронологических отрезках: Бенджи живёт в вечном настоящем, Квентин пытается вернуть прошлое, отвергая травмирующее его настоящее, Джейсон живёт мечтами о будущем. Таким образом, они отчуждены от Вечности, с которой связана главная героиня романа – Кедди Компсон. Она является метафорой вечнообновляющейся, непостижимой жизни. Неслучайно, что она соотносится со всеми первоэлеменами Природы: водой, землёй, воздухом и огнём. Дерево, с которого Кедди наблюдает за похоронами бабушки, в этом контексте можно интерпретировать как Древо Жизни. Уход Кедди из мира Компсонов обозначает символический отрыв человечества от трансцендентных корней.
В романе У. Фолкнера «Шум и ярость» тесное идейное переплетение христианского мифа и христианской концепции времени расширяет семантические границы романа и углубляет его содержание.
Евангельские аллюзии пронизывают всю структуру романа: основное действие книги разворачивает в течение Пасхи 1928 года, его четырехчастная композиция соотносится с Четвероевангелием. Как отмечает В. Руднев, три первые части - это «синоптические евангелия», повествующие об одном и том же герое - Кедди Компсон, и четвертая, резюмирующая, часть является аналогом Евангелия от Иоанна. Центральный герой романа, слабоумный Бенджи Компсон, недвусмысленно соотносится автором с образом Иисуса Христа: он наделен его возрастом (33 года), на первых же страницах негритёнок Ластер использует по отношению к герою глагол to nail, который можно перевести как «цепляться за что-либо» и как «прибивать что-либо гвоздями». Кроме возраста и используемой лексики, на христоподобность героя указывают многие другие детали. Согласно сюжету евангельского мифа, Христос был распят между убийцей и вором. В романе Фолкнера Бенджи Компсон связан кровными узами с Квентиным, самоубийцей, и Джейсоном, ворующим деньги у племянницы.
Однако в художественном мире романа У. Фолкнера миф подвергается трансформации. Христианский бог должен не только умереть, но и воскреснуть, тем самым символически утвердив идеи вечного обновления бессмертной жизни, искупления греха и любви Бога к человеку. Однако фолкнеровкий Бенджи-Христос и не умирает и не воскресает. Более того он – кастрированное божество, не способное возродиться в другом и возродить мир. Поэтому через весь роман проходит лейтмотивный плач Бенджи, символизирующий муки бога, лишенного возможности умереть и переродиться, обречённого вечно страдать на кресте. Трансформация мифологической модели позволяет интерпретировать мир романа «Шум и ярость» как купированный апокалипсис: человечество в лице семьи Компсонов обречено на постоянное повторение кошмара без возможности перерождения. Неслучайно, что в романе повторяются семейные имена: Мори (дядя) – Мори (Бенджи), Квентин – Квентина, Джейсон (отец) – Джейсон (сын).
С христианским мифом очень тесно связано художественное время романа. В христианской картине мира понятие времени появляется после грехопадения и изгнания человека в несовершенный мир. Время сотворено, оно имеет начало и конец, между которыми проходит история человечества. После Апокалипсиса «времени уже не будет» [Откровение, 10:6], и человечество перейдёт во вневременное целостное пространство Вечности. Однако мир Компсонов не может преодолеть кошмар богооставленности, он лишен возможности выйти из дурной цикличности. В романе «Шум и ярость» братья Компсоны заперты в своих хронологических отрезках: Бенджи живёт в вечном настоящем, Квентин пытается вернуть прошлое, отвергая травмирующее его настоящее, Джейсон живёт мечтами о будущем. Таким образом, они отчуждены от Вечности, с которой связана главная героиня романа – Кедди Компсон. Она является метафорой вечнообновляющейся, непостижимой жизни. Неслучайно, что она соотносится со всеми первоэлеменами Природы: водой, землёй, воздухом и огнём. Дерево, с которого Кедди наблюдает за похоронами бабушки, в этом контексте можно интерпретировать как Древо Жизни. Уход Кедди из мира Компсонов обозначает символический отрыв человечества от трансцендентных корней.
В романе У. Фолкнера «Шум и ярость» тесное идейное переплетение христианского мифа и христианской концепции времени расширяет семантические границы романа и углубляет его содержание.