44th International Philological Research Conference

Дискретность как характерная черта хронотопа малой прозы Иво Андрича

Полина Евгеньевна Зеновская
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет

211
2015-03-12
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается одна из характерных черт хронотопа малой прозы выдающегося сербского писателя ХХ в., Нобелевского лауреата Иво Андрича. Дискретность хронотопа в рассмотренных произведениях проявляется как следствие комбинирования пространственно-временных планов персонажей,  нарушения линейной последовательности событий и отбора изображаемых элементов с возможностью восстановления читателем подразумеваемой автором информации. Анализ проводится на материале рассказов «Смерть в Синановом текке», «Мост на Жепе», «Путь Алии Джерзелеза», «Туловище».


Тезисы

Дискретность хронотопа проистекает из самой природы словесного творчества. Художественная литература достаточно свободно обращается со временем и пространством, воспроизводя не весь временной поток, а лишь его художественно значимые фрагменты. Выбор изображаемых фактов представляет собой осознанный творческий акт. Писатель, отбирая только значимые с его точки зрения эпизоды, сильнейшим образом перестраивает и перерабатывает жизненный материал. Автор художественного произведения имеет возможность заполнять образующиеся временные и пространственные пустоты краткими упоминаниями и специфическими формулами. Подобный прием возможен благодаря психологическому эффекту, возникающему при прочтении художественного произведения: часть времени и пространства достраивается, а интервал заполняется благодаря воображению и опыту читателя. В мировой литературе И. Андрич известен, прежде всего, как автор романов-хроник, действие которых охватывает масштабные временные промежутки, предоставляя писателю достаточно широкий спектр возможностей с точки зрения организации художественного времени и пространства. Однако исследователи наследия И. Андрича  выделяют именно жанр малой прозы как наиболее органичный для автора и послуживший основой его романного творчества. Дискретизация хронотопа в рассказах И. Андрича возникает, прежде всего, в том случае, когда эстетические задачи писателя предполагают включение в художественную реальность произведения довольно крупных фрагментов времени и пространства. В сочетании с ограниченностью объема рассказа это вынуждает автора усиливать многомерность и дискретность темпоральной и пространственной структуры произведения. Дискретность хронотопа позволяет переключать внимание читателя между значимыми с идейной точки зрения ситуациями, которые могут быть разнесены на значительные расстояния. Следование за восприятием персонажей художественного произведения открывает широкие возможности для дискретизации хронотопа. В данном случае необходимо рассматривать структуру художественной реальности с позиции концепции «точек зрения». Перемещение  авторского внимания от одного персонажа к другому имеет следствием многоплановость пространственно-временной структуры. Это тем более характерно для хронотопа рассматриваемых произведений, в которых автор использует прием «рассказ в рассказе». В малой прозе И. Андрича дискретизация хронотопа зачастую является следствием использования кольцевой композиции.  Нарушение линейного течения времени и связности художественного пространства в данном случае напрямую связано со спецификой содержания произведения. Содержание произведения соотносится с уровнем дискретизации хронотопа также и в рассказах,  затрагивающих тематику пути.  Понятие пути предполагает континуальность хронотопа. Однако в произведениях И. Андрича задача изображения пути решена в обход непрерывности художественного  пространства и времени: изображение пути как такового в рассмотренных рассказах отсутствует. Несмотря на то, что семантически путь включает в себя понятие нерасчлененного потока движения во времени и пространстве, в данном случае реализуется  позиция, близкая к точке зрения И.Р. Гальперина: движение приостанавливается  и отдельные его составляющие рассматриваются во взаимодействии. Таким образом, дискретный характер хронотопа произведений И. Андрича обусловлен композиционными особенностями малой прозы писателя, а также спецификой ее содержания. Дискретность художественного времени-пространства проявляется в комбинировании пространственно-временных планов персонажей в пределах повествования, в нарушении линейной последовательности событий и в отборе изображаемых элементов с возможностью восстановления читателем опущенной и подразумеваемой автором информации.