Дискретность как характерная черта хронотопа малой прозы Иво Андрича
Полина Евгеньевна Зеновская
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
211
2015-03-12
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается
одна из характерных черт хронотопа малой
прозы выдающегося сербского писателя ХХ в., Нобелевского лауреата Иво
Андрича. Дискретность хронотопа в рассмотренных произведениях проявляется как
следствие комбинирования пространственно-временных планов персонажей, нарушения линейной последовательности событий
и отбора изображаемых элементов с возможностью восстановления читателем подразумеваемой
автором информации. Анализ проводится на материале рассказов
«Смерть в Синановом текке», «Мост на Жепе», «Путь Алии Джерзелеза», «Туловище».
Тезисы
Дискретность хронотопа
проистекает из самой природы словесного творчества. Художественная литература
достаточно свободно обращается со временем и пространством, воспроизводя не
весь временной поток, а лишь его художественно значимые фрагменты. Выбор изображаемых
фактов представляет собой осознанный творческий акт. Писатель, отбирая только
значимые с его точки зрения эпизоды, сильнейшим образом перестраивает и
перерабатывает жизненный материал. Автор художественного произведения имеет
возможность заполнять образующиеся временные и пространственные пустоты
краткими упоминаниями и специфическими формулами. Подобный прием возможен
благодаря психологическому эффекту, возникающему при прочтении художественного
произведения: часть времени и пространства достраивается, а интервал
заполняется благодаря воображению и опыту читателя.
В мировой литературе И.
Андрич известен, прежде всего, как автор романов-хроник, действие которых
охватывает масштабные временные промежутки, предоставляя писателю достаточно
широкий спектр возможностей с точки зрения организации художественного времени
и пространства. Однако исследователи наследия И. Андрича выделяют именно жанр малой прозы как наиболее
органичный для автора и послуживший основой его романного творчества.
Дискретизация хронотопа
в рассказах И. Андрича возникает, прежде всего, в том случае, когда
эстетические задачи писателя предполагают включение в художественную реальность
произведения довольно крупных фрагментов времени и пространства. В сочетании с
ограниченностью объема рассказа это вынуждает автора усиливать многомерность и
дискретность темпоральной и пространственной структуры произведения.
Дискретность хронотопа
позволяет переключать внимание читателя между значимыми с идейной точки зрения
ситуациями, которые могут быть разнесены на значительные расстояния. Следование
за восприятием персонажей художественного произведения открывает широкие
возможности для дискретизации хронотопа. В данном случае необходимо
рассматривать структуру художественной реальности с позиции концепции «точек
зрения». Перемещение авторского внимания
от одного персонажа к другому имеет следствием многоплановость
пространственно-временной структуры. Это тем более характерно для хронотопа
рассматриваемых произведений, в которых автор использует прием «рассказ в
рассказе».
В малой прозе И.
Андрича дискретизация хронотопа зачастую является следствием использования
кольцевой композиции. Нарушение
линейного течения времени и связности художественного пространства в данном
случае напрямую связано со спецификой содержания произведения.
Содержание произведения
соотносится с уровнем дискретизации хронотопа также и в рассказах, затрагивающих тематику пути. Понятие пути предполагает континуальность
хронотопа. Однако в произведениях И. Андрича задача изображения пути решена в
обход непрерывности художественного
пространства и времени: изображение пути как такового в рассмотренных
рассказах отсутствует. Несмотря на то, что семантически путь включает в себя
понятие нерасчлененного потока движения во времени и пространстве, в данном
случае реализуется позиция, близкая к
точке зрения И.Р. Гальперина: движение приостанавливается и отдельные его составляющие рассматриваются
во взаимодействии.
Таким образом, дискретный характер
хронотопа произведений И. Андрича обусловлен композиционными особенностями
малой прозы писателя, а также спецификой ее содержания. Дискретность
художественного времени-пространства проявляется в комбинировании
пространственно-временных планов персонажей в пределах повествования, в
нарушении линейной последовательности событий и в отборе изображаемых элементов
с возможностью восстановления читателем опущенной и подразумеваемой автором
информации.