44th International Philological Research Conference

Историческая перспектива образа современного мира в творчестве Н. И. Ульянова

Hanna Wojciech Kowalska-Stus
Докладчик
профессор
Ягеллонский университет в Кракове

188
2015-03-13
12:10 - 12:30

Ключевые слова, аннотация

Настоящий доклад посвящается Н. И. Ульянову, принадлежавшему к довоенному поколению русских эмигрантов. В СССР Ульянов прожил 26 лет своей взрослой жизни. Писатель является представителем той части русской интеллигенции, которая смотрела на русский народ и русское общество с точки зрения влияния на них глобализации и традиционных ценностей. Взгляды Ульянова характеризуются в данном докладе на основе анализа его статей из сборника «Скрипты», рассказов «Под каменным небом», а также исторических романов «Атосса» и «Сириус».

Тезисы

Н. И. Ульянов принадлежит к довоенному поколению. Прежде чем он стал эмигрантом, прожил в СССР 26 лет взрослой жизни. Его исторические взгляды не сходятся ни со взглядами эмигрантов первой волны, ни тем более со взглядами советских авторов. Он остается в оппозиции не только по отношению к постгегельянской историографии, но также по отношению к тем представлениям, которые выросли на либерально-демократической почве.
Ульянов схож во взглядах с Игорем Шафаревичем, Владимиром Большаковым, Михаилом Назаровым, митрополитом Иоанном Снычевым. Специфической чертой их работ является нонмодернизм, напрвленный против культурного космополитизма. Новые перспективы для такой методологической постановки открыл Арнольд Тойнби (на него часто ссылается Ульянов), который не оценивал культур согласно модернистским стандартам, но обращал внимание на согласованность развития данной культуры с заложенными у ее истоков ценностями.
На современной историографии сказалось влияние диалектики Гегеля. Именно в этой системе история лишилась элемета тайны, стала заранее обусловленным концептом. Гегельянство существенным образом повлияло на русскую историографию XIX в., марксистскую историографию, а также в какой то мере на современную.
Вся научная деятельность Ульянова свидетельтвует о том, что он был оппонентом этого направления. Две статьи Ульянова: "Ignorantia est" и "Басманный философ" в сущности предваряют дискуссию на тему глобализации, ее идеологии и практики. Ульянов в отличие от авторов "Вех" подчеркивает плагиатный характер этой идеологии, указывает на тот факт, что при ее помощи русская интеллигенция выстраивала ложный образ русского общества, прежде всего — народа (крестьянства). Петрашевский, Белинский, Герцен, Огарев и другие русские интеллигенты, по мнению Ульянова, занимались затьмением образа русской истории, выдавая себя одновременно за пророков. Они давали ложные диагнозы, которые якобы вытекали из закономерностей русской истории. Все это Ульянов называл утопическими грезами. Основоположником этой традиции, по мнению Ульянова, является Петр Чаадаев ("Басманный философ").