44th International Philological Research Conference

Связь закадровой речи в кино с хором древнегреческой трагедии

Дарья Сергеевна Кропова
Докладчик
аспирант
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

Кинозал
2015-03-13
13:35 - 14:10

Ключевые слова, аннотация

В докладе проводится сопоставительный анализ закадровой речи (в кино) и хора в опере (на сцене и на экране). Рассматривается связь закадровой речи в кино и оперного хора с хором древнегреческой трагедии с целью определить место и значение этого явления в современной кинодраме. Анализируется отношение закадровой речи (и хора в кино-опере) к основному действию, происходящему на экране.

Тезисы

1.       Под закадровой речью подразумевается речь героя или рассказчика, не участвующего в данной сцене (а иногда и за всё действие драмы не появляющегося на экране). Автором рассматривается Голос, оторванный от визуальной составляющей образа, т.е. некое особое явление в драме, представленное только голосом.
2.      Разбор современных фильмов, в которых используется «закадровый герой», наводит на размышления о природе такого явления в драме вообще.
3.      Приём закадровой речи долгое время считался «литературным» и применимым к драме крайне «дозировано». Здесь и кроется ошибка, т.к. это приём (использующий Голос) – сценический.
4.      Драматургическая роль закадровой речи может быть разной в современной драме, но важным представляется сверить её с драмой древней. Какую роль нечто подобное играло в древнегреческой трагедии? Вероятно, тогда мы сможем объяснить значение закадрового слова. Его в каком-то смысле сакральную роль.
5.      Г. Эмихен упоминает исключительные случаи, когда хор пел за сценой. Но и сам хор (находящийся в орхестре) занимал особое положение по отношению к сцене и мог служить в некотором роде прообразом закадровой речи в современной кинодраме.
6.      Особое положение хора (жертвенный алтарь в орхестре, статуя Диониса) и способ исполнения (монодийное пение, сопровождаемое флейтой <или монодийная декламация, или паракаталогическое исполнение>,) свидетельствуют о древних сакральных корнях хора. Это была одна из самых важных составляющих Трагедии.
7.      Если исполнение хора носит столь выраженный сакральный характер, то и роль в трагедии у него совершенно особая. Драматургическая роль хора – роль посредника: между зрителями и героями (обусловлена уже положением орхестры в театре), посредника между драматургом и зрителями, между богами (как таковыми) и героями (участниками драмы). Хор стоит «над» действием, хор «ведает» и «предчувствует» более всех. Хор – это Голос рока, вещающий о трагической вине человечества (кем бы хор ни являлся в конкретной драме).
8.      М. Сабинина проводит сравнительный анализ двух театров (оперного и драматического) в ХХ веке, выявляя общие драматические структуры.
9.      Наследником древнего хора является хор в опере и кино-опере. Аналогичное явление обнаруживается в кино – это закадровая речь (аналогии проводятся по общедраматургическому значению и воплощению в драме).
10.  Сравнение музыки, речи и пения представляет отдельный интерес. Может ли музыка за кадром быть сопоставима с закадровой речью? Думается, да. Следовательно, мы должны расширить границы того, что  подразумевается под закадровой речью и «наследием» хора древнегреческой трагедии.
11.  Исследование взаимоотношения текста, голоса и музыки в кино, театре и опере должно быть рассмотрено в сравнении с трёмя (предположительными) видами голосового исполнения древнегреческой трагедии.
12.  Эксперименты с голосом в ХХ веке (в частности, когда у Штокхаузена нам слышится человеческий крик, а потом мы понимаем, что «кричит» машина) повлияли на эстетику голоса /пения и, следовательно, тоже должны быть учтены в исследовании закадрового голоса.
13.  Отдельного внимания заслуживает фигура комментатора (в кино) и, в числе прочего, комментирующая роль хора.
14.  Меняются роли хора и закадрового голоса. Не меняются базовые структуры драмы, что-то заставляет драму (целенаправленно или нет) воспроизводить структуры, обнаруженные ещё древними греками.
15.  Структуры сложных произведений различных искусств в некотором роде повторяются по форме… Вероятно, музыкальные и литературные произведения не заимствуют форму друг у друга, а их форма имеет один источник. И именно в драме эта универсальная форма проявляется всеми своими сторонами,  возможно, это была форма изначального ритуала (мистерии), глубоко связанная с нашими психологическими и духовными движениями (потребностями).