Принципы отбора и подачи лингвистической информации в словаре для школьников «Этимологические гнезда исконных русских слов»
Елена Вячеславовна Маринова
Докладчик
профессор
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова
215
2015-03-10
14:50 -
15:05
Ключевые слова, аннотация
Обосновывается необходимость школьного словаря «Этимологические
гнезда исконных русских слов», содержится концепция словаря, предлагаются для
обсуждения научной общественностью некоторые вопросы, связанные с объёмом
лингвистической информации в будущем словаре.
Тезисы
Е.В. Маринова
Принципы отбора и подачи лингвистической
информации в словаре для школьников «Этимологические гнёзда исконных русских
слов»
В докладе обосновывается необходимость школьного словаря
«Этимологические гнёзда исконных русских слов», содержится концепция словаря,
предлагаются для обсуждения научной общественностью некоторые вопросы,
связанные с объёмом лингвистической информации в будущем словаре.
Цель словаря,
не имеющего прямых аналогов в отечественной лексикографической традиции, –
обратить внимание школьников на понятие исконная
русская лексика и сформировать представление о древних, исторических корнях
русского языка, которые входят в состав подавляющего большинства
общеупотребительной, ядерной лексики.
Словарь
состоит из статей, каждая из которых представляет собой этимологическое гнездо,
включающее исходное слово (как правило, непроизводное) и генетически
родственные ему слова (или в редком случае – одно слово), то есть слова с тем
же историческим корнем (с синхронической точки зрения этот корень в них уже не
выделяется). Например:
«СПЕТЬ
(созревать) общесл. и.-е., др.-рус. спѣти
успеть вост.-слав. < спѣти ‘созревать’
успех вост.-слав., юж.-сл. < успѣти
спесь собств.-рус., корень
тот же, что и в успех, спеть, не к спеху
спешить общесл. < спѣхъ < спѣти
спориться от общесл. спорый ‘обильный, богатый, удачный’
спорый ‘обильный, богатый,
удачный’ < с пом. суф. -р- от того
же корня, что и спеть
спорынья др.-рус. спорыни < спорыи ‘обильный, богатый, дающий из малого многое’. Значение:
паразитический грибок, вызывающий болезнь злаков (преимущественно ржи);
болезнь, вызываемая этим грибком, при которой в колосе вместо зерна образуются
фиолетово-чёрные рожки, содержащие алкалоиды».
Ещё одной
важной задачей будущего словаря является знакомство школьников с пластом
старославянской лексики, которая в русском языке занимает особое место. Она
является генетически родственной исконной русской лексике, но всё-таки в
строгом смысле слова − заимствованной. Представление о старославянизмах у
школьников очень смутное, как и о старославянском языке, который, по нашим
наблюдениям, в массовом сознании не различается с древнерусским.
Наша задача –
показать, как сосуществуют и взаимодействуют оба пласта: исконная лексика
русского языка и старославянская, по большей части органично «влитая» в
словарный состав русского языка. Исходя из этого, в словарь, с особой пометой
«из ст.-сл.» включены и старославянизмы, например:
«БОЛОГОЕ (населённый пункт) собств.-рус.
благо из ст.-сл., как и благой, блаженный, блаженство, благость,
благородный, благодарный, благочестивый, благонравный и др.
ублажать (ублажать) из ст.-сл. < блажати
(блажити) ‘восхвалять’».
Считаем также
целесообразным, для полноты лингвистической информации, отражать в словарной
статье словообразовательные кальки с исконными корнями, сопровождая такие слова
специальной пометой. Например:
«САМ общесл.
и.-е.
самовар вост.-сл., сам +вар(ить) ‘кипятить’. Букв. ‘то, что кипятит
воду самостоятельно (без бочки)’. См. тж. ВАРИТЬ
самоцвет собств.-рус., от самоцветный камень. См. тж. ЦВЕСТИ
Калька (греч.)
самодержец. См. тж. держать (ДРАТЬ)».
В некоторых
случаях есть необходимость добавить в этимологическое гнездо производные
современного словообразовательного гнезда (чтобы показать важность того или
иного корня в русском языке). Окончательно вопрос об объёме включения в
этимологическое гнездо того или иного слова членов современного
словообразовательного гнезда ещё не решён.
В случае если
данные словарей о происхождении слова расходятся, в словарной статье даётся
информация об этом расхождении со ссылками на разные источники.
В предисловие
к будущему словарю планируется включить развёрнутый теоретический раздел. Такое
теоретическое введение представляется необходимым, поскольку оно поможет
школьнику в полной мере освоить ту научную информацию, которая отражена в словаре,
в том числе в виде помет.