Иная датировка Новгородской псалтыри
Виктор Кузьмич Зиборов
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
кафедра библеистики
2015-03-13
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
В работе на
основе палеографического анализа даты, находящейся под изображением св. Варвары
предлагается иное ее прочтение — 6637
(1129) г. Эта дата позволяет датировать Новгородскую псалтырь не к. Х — н. ХI в., а 20-ми гг. ХII в. Такая датировка соответствует времени существования на месте
раскопок девичьего монастыря св. Варвары в Новгороде (первое упоминание в летописи под 1138 г.). Характер текстов,
прочитанных исследователями на дощечках, указывает на их использование в монастырском
богослужении, что также подтверждает предлагаемую новую датировку этого
уникального памятника.
Тезисы
Новгородская псалтырь была найдена в
ходе археологических раскопок 2000 г. Она представляет собой три соединяющиеся
вместе дощечки с выемками, заполненными воском, где сохранились тексты псалмов.
Перед тем как был найден триптих археологи нашли кусок бересты, на лицевой
стороне ее изображен Иисус Христос, а на оборотной св. Варвара, под
изображением которой процарапана писалом или острием кинжала дата. А. А. Зализняк и В. Л. Яниин первоначально
датировали псалтырь на основе даты под
иконой св. Варвары, прочитав ее как 6537 (1029) г. (А. А. Зализняк, В. Л. Янин.
Новгородская псалтырь начала ХI в. – древнейшая книга Руси (Новгород, 2000 г.) // «Благой
фонд, благое дело». К 10-летию Российского гуманитарного научного фонда. М.,
2004. С. 335-346). Позднее исследователи
подкрепили и уточнили ее данными дендрохронологии и результатами спектрального
анализа воска (конец Х - первое десятилетие ХI вв.).
Однако, возможен и несколько иной
вариант прочтения даты. Обратимся к палеографическому ее анализу. Дата под иконой св. Варвары написана в
древнерусском варианте, т.е. цифры обозначены буквами. Дата представлена четырьмя буквами, две из
которых (тысячи и единицы) сохранились хорошо, цифра, обозначающая десятки,
видна менее четко, но достаточно узнаваема, таким образом однозначно читаются
следующие цифры – 6.37 г. Цифра, обозначающая сотни на первый взгляд непонятна,
именно эта непонятность дала повод исследователям прочитать ее как латинскую
букву D, обозначающую цифру 500.
Многовековая русская традиция буквенного обозначения цифр не знает (такие
примеры мне не известны) ни одного факта
использования латинской буквы при написании русской даты. На первый взгляд буква S, обозначающая тысячи не имеет знака
тысяч, который традиционно представляет собой косую линию, идущую вниз и влево
или от основания буквы или от ее середины, при этом на этой косой линии ставятся две небольшие
горизонтальные и параллельные черточки.
Такого знака нет. Точнее, знак тысяч
есть, но в другом, известном древнерусской письменной традиции, варианте. На бересте
он виден отчетливо, имеется в виду линия,
идущая от основания буквы полукружием вверх и вправо, можно разобрать и две
параллельные черточки. Подобным образом изображен знак тысяч на одном из
граффити киевской Софии - 6729 (1221) г. (Высоцкий С. А. Древнерусские надписи
Софии киевской ХI-XIV. Выпуск. 1. Киев. 1966. Табл. XLVII-XLVIII). Исследователи приняли знак тысяч
за часть латинской буквы D. Как только мы
разобрались со знаком тысяч, так сразу же становится понятным и узнаваемым знак
сотен - несколько небрежно написанная буква Х. Эта буква обозначает цифру 600, следовательно,
получается дата – 6637 (1129) г. Она позволяет
ответить на вопрос, который весьма туманно решался исследователями: почему
икона св. Варвары найдена на том месте, где монастырь св. Варвары появится
только спустя сто лет. Женский монастырь св. Варвары на Черницине, где и велись
археологические раскопки, впервые упоминается как активно действующий в
новгородской летописи под 1138 г. Вполне возможно, что дата под изображением св. Варвары указывает на год
основания этого монастыря. Другим
подтверждением правильности предлагаемой
датировки является характер текстов, прочитанных исследователями в псалтыри.
Все они связаны с монастырским богослужением: один из писцов знает об
использовании псалтыри в богослужении («без чина службы и без часов»); тексты
псалмов завершаются фразой «Пойте, пойте по два раза, славьте Бога»; перед
текстом псалмов помещены наставления новообращенным христианам; использовалась
цера и для заучивания псалмов наизусть, о чем говорит текст псалма 76, расположенного
над текстом псалма 67.
Находка Новгородской псалтыри и прочтение
текстов на ней находящихся, бесспорно, значительное достижение отечественной
историко-филологической науки. Называть ее древнейшей книгой Руси несколько
преждевременно. Остромирово евангелие
остается самой древней как русской, так и общеславянской датированной рукописью.