Сильная женщина: нарративы гендерного стереотипа в детском и подростковом кино
Анна Владимировна Конева
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
Кинозал
2015-03-14
13:55 -
14:30
Ключевые слова, аннотация
Современный кинематограф демонстрирует существенное смещение гендерных стереотипов. Это позволяет предположить, что
существенным образом трасформируются идентификационные практики, понятие
индивидуальности и способы построения имиджа как визуальной самопрезентации. На примере детского кино мы рассмотрим
проблему конструирования
социальной идентичности как метаморфозу нарративных стратегий гендерной идентификации в
контексте социальных мифологий. В фокусе внимания окажутся границы женского образа и стратегии его трансформаций.
Тезисы
Современный кинематограф демонстрирует существенное смещение гендерных стереотипов. Особенно явно это становится видно на примере детского и подросткового кинематографа, где место культурного героя все чаще достается девочкам. Мы можем констатировать смену гендерного нарратива в его дидактическом аспекте и задаться вопросом о том, за счет чего происходит и к чему ведет этот процесс?
Возможно предположить, что существенным образом трасформируются идентификационные практики, понятие индивидуальности и способы построения имиджа как визуальной самопрезентации. В современном обществе остро стоит проблема конструирования социальной идентичности. Теоретики постиндустриализма подчеркивают, что парадигмообразующими процессами современности оказываются процессы демассификации культуры и персонализации личности. В концептуальном поле формируется новая парадигма, которую можно определить как парадигму
difference, это парадигма различения, теоретическое обоснование которой мы находим в трудах современных философов, от М. Хайдеггера до М. Фуко, Ю. Кристевой и Ж. Делеза.Бесспорно, речь идет о процессах, затрагивающих, в том числе, и самосознание индивидуальности, и конструирование идентичности, и способы ее презентации, стратегии формирования которой должны в современности строиться по принципиально иным, нежели прежде, основаниям.
На примере детского кино мы рассмотрим проблему конструирования социальной идентичности как метаморфозу нарративных стратегий гендерной идентификации в контексте социальных мифологий. В фокусе внимания окажутся границы женского образа и стратегии его трансформаций. Концептуально мы обратим внимание на способы построения имиджа женского героя в детском кино. Способы формирования имиджа будут рассмотрены с позиции исследования визуального нарратива – как способ презентации опыта и средство включения в поле социального обмена. Мы поставим вопрос о том, какие типы женского образа формируют сегодня поле ценностной доминанты и какие способы самопрезентации предлагает кинематограф детской аудитории. В этом смысле мы будем исследовать один из "некинематографических" языков - язык экзистенциальной и социальной презентации, который выводит кинотекст за собственные пределы, обращаясь в бытийным и со-бытийным контекстам самоопределения индивидуальности.
Возможно предположить, что существенным образом трасформируются идентификационные практики, понятие индивидуальности и способы построения имиджа как визуальной самопрезентации. В современном обществе остро стоит проблема конструирования социальной идентичности. Теоретики постиндустриализма подчеркивают, что парадигмообразующими процессами современности оказываются процессы демассификации культуры и персонализации личности. В концептуальном поле формируется новая парадигма, которую можно определить как парадигму
difference, это парадигма различения, теоретическое обоснование которой мы находим в трудах современных философов, от М. Хайдеггера до М. Фуко, Ю. Кристевой и Ж. Делеза.Бесспорно, речь идет о процессах, затрагивающих, в том числе, и самосознание индивидуальности, и конструирование идентичности, и способы ее презентации, стратегии формирования которой должны в современности строиться по принципиально иным, нежели прежде, основаниям.
На примере детского кино мы рассмотрим проблему конструирования социальной идентичности как метаморфозу нарративных стратегий гендерной идентификации в контексте социальных мифологий. В фокусе внимания окажутся границы женского образа и стратегии его трансформаций. Концептуально мы обратим внимание на способы построения имиджа женского героя в детском кино. Способы формирования имиджа будут рассмотрены с позиции исследования визуального нарратива – как способ презентации опыта и средство включения в поле социального обмена. Мы поставим вопрос о том, какие типы женского образа формируют сегодня поле ценностной доминанты и какие способы самопрезентации предлагает кинематограф детской аудитории. В этом смысле мы будем исследовать один из "некинематографических" языков - язык экзистенциальной и социальной презентации, который выводит кинотекст за собственные пределы, обращаясь в бытийным и со-бытийным контекстам самоопределения индивидуальности.