Василий Комаровский и живопись
Светлана Александровна Звонова
Докладчик
доцент
Пермская государственная академия искусства и культуры
Пермская государственная академия искусства и культуры
213
2015-03-13
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Статья посвящена живописным аллюзиям в творчестве самобытного поэта серебряного века Василия
Алексеевича Комаровского (1881–1914). Актуальность работы связана с усиливающимся в последние годы интересом к творчеству
писателей так называемого «второго» ряда, а также с научной перспективой проблем
экфрасиса, диалога и соперничества искусств. Отмечается, что искусство играло
важнейшую роль в формировании личности поэта, проводятся параллели с живописью
рубежа XIX–XX вв., подробно анализируется цветовая палитра словесных
пейзажей, образный строй лирики.
Тезисы
Василий Алексеевич Комаровский
(1881–1914) вошел в историю русской литературы как близкий друг А. Ахматовой,
корреспондент М. Лозинского и А. Скалдина, переводчик Ш. Бодлера и Д. Кидса,
автор единственного поэтического сборника «Первая пристань». Громкую «славу»
после смерти Комаровскому обеспечил Георгий Иванов в «Петербургских зимах»
«вспоминавший», что поэт (мифологизированный, а не реальный — С.З.) умер, узнав о начале Первой
Мировой войны. Сложенные при жизни и после смерти легенды, а также душевная
болезнь поэта (эпилепсия) способствовали представлению о Комаровском как последнем русском романтике, истинном сыне уходящей эпохи.
Актуальность доклада связана с усиливающимся в последнее время интересом к культуре первой трети ХХ в., в том числе к писателям так называемого «второго» ряда, без учета опыта которых представление о литературном процессе указанного периода не может считаться полным. Кроме того, материалы, изложенные в моем научном докладе, напрямую касаются такой современной научной проблематики как феномен экфрасиса, диалог и соперничество искусств, взаимодействие литературы и культуры.
Искусство играло важнейшую роль в формировании личности Комаровского: поэт с детства занимался рисованием, составил «Таблицу главных живописцев Европы с 1200 г. по 1800 г.» и «Указатель к таблице…» (1913–1914 гг., опубл. 1915, посмертно), предназначенные как для специалистов, так и для широкого круга ценителей. Легко провести параллели между лирикой Комаровского и современной ему живописью. Совпадают цветовая палитра литературных, словесных пейзажей и реально существующих картин А. Н. Бенуа и др. художников. Ряд поэтических приемов Комаровского свидетельствующих об экфрастичности его стиля. Среди вероятных живописных контекстов лирики Комаровского — полотна символистов и импрессионистов, наиболее же близок поэту художник Бенуа.
С творчеством Бенуа лирику Комаровского роднит переданная поэтическими и интермедиальными средствами «прозрачность» окружающего мира, особая цветопись и светопись лирических пейзажей. От Бенуа — «разлитое», «растворенное» в небе сияние в лирических пейзажах Комаровского, крупные, детально «прорисованные» декоративные элементы в его некоторых «скульптурных» экфрасисах и в карандашных рисунках. Комаровский-поэт близок литературному неоклассицизму 1910-х гг. Он мастерски владеет стилизацией, предпочитает классические жанровые формы (идиллию, элегию, сонет, антологическую эпиграмму). К неоклассицизму восходят сквозные мотивы лирики Комаровского: творчества, мастерства, строительства (освоения земли). Взгляд на поэта как на неоклассициста в научном отношении кажется перспективным, требующим дальнейшей разработки.
Актуальность доклада связана с усиливающимся в последнее время интересом к культуре первой трети ХХ в., в том числе к писателям так называемого «второго» ряда, без учета опыта которых представление о литературном процессе указанного периода не может считаться полным. Кроме того, материалы, изложенные в моем научном докладе, напрямую касаются такой современной научной проблематики как феномен экфрасиса, диалог и соперничество искусств, взаимодействие литературы и культуры.
Искусство играло важнейшую роль в формировании личности Комаровского: поэт с детства занимался рисованием, составил «Таблицу главных живописцев Европы с 1200 г. по 1800 г.» и «Указатель к таблице…» (1913–1914 гг., опубл. 1915, посмертно), предназначенные как для специалистов, так и для широкого круга ценителей. Легко провести параллели между лирикой Комаровского и современной ему живописью. Совпадают цветовая палитра литературных, словесных пейзажей и реально существующих картин А. Н. Бенуа и др. художников. Ряд поэтических приемов Комаровского свидетельствующих об экфрастичности его стиля. Среди вероятных живописных контекстов лирики Комаровского — полотна символистов и импрессионистов, наиболее же близок поэту художник Бенуа.
С творчеством Бенуа лирику Комаровского роднит переданная поэтическими и интермедиальными средствами «прозрачность» окружающего мира, особая цветопись и светопись лирических пейзажей. От Бенуа — «разлитое», «растворенное» в небе сияние в лирических пейзажах Комаровского, крупные, детально «прорисованные» декоративные элементы в его некоторых «скульптурных» экфрасисах и в карандашных рисунках. Комаровский-поэт близок литературному неоклассицизму 1910-х гг. Он мастерски владеет стилизацией, предпочитает классические жанровые формы (идиллию, элегию, сонет, антологическую эпиграмму). К неоклассицизму восходят сквозные мотивы лирики Комаровского: творчества, мастерства, строительства (освоения земли). Взгляд на поэта как на неоклассициста в научном отношении кажется перспективным, требующим дальнейшей разработки.