44th International Philological Research Conference

Частеречные «поэтики» в русской поэзии ХХ в.


195
2015-03-10
16:00 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

В докладе предполагается рассмотреть одно из новых явлений, возникших в русской и мировой поэзии ХХ в. в ходе поиска новых выразительных языковых средств: создание целых произведений на базе одной устойчивой грамматической модели, решительного преобладания одной части речи, определяющей форму всего текста. В качестве материала будут использованы стихотворения Г. Оболдуева, И. Холина, Г. Сапгира, А. Кондратова, чаще других авторов прибегавших к «частеречной» поэтике в разных ее вариантов: от простейшей унификации (у Холина и Кондратова) до более сложных.

Тезисы

В докладе предполагается рассмотреть одно из новых явлений, возникших в русской и мировой поэзии ХХ века в ходе поиска новых выразительных языковых средств: создание целых произведений на базе одной устойчивой грамматической модели, решительного преобладания одной части речи, определяющей форму всего текста. Это явление впервые систематически рассмотрена в работах А. Жолковского, описавшего т.н. «инфинитивную поэтику» - создание текстов, опирающихся на инфинитив как грамматическую базу текста. По аналогии с этим, очевидно, можно говорить также об именной и адъективной и т.д. поэтике. В знаменитой работе М. Гаспарова «Фет безглагольный» рассмотрен также «отрицательный» вариант частеречной поэтики – написание произведений, не содержащих той или иной части речи (в случае Фета – глаголов). Нагнетание имен характерно для ряда произведений В. Брюсова и К. Бальмонта, так что явление имеет достаточно давнюю традицию в русской поэзии. Однако наиболее широко частеречная поэтика развернулась во второй половине ХХ века. Ее непосредственным прологом можно считать «Живописное обозрение» Г. Оболдуева, написанное в 1927 г., но впервые опубликованное в недавнее время: третья часть этого объемного цикла представляет собой список описаний явлений растительного мира, каждая строка которого построена по единой схеме: прилагательное в им. п. мн. числа, сущ. в им. пад. ед. или мн. числа, сущ. в род. пад. мн. числа. В 1960-1980 г. этот прием становится конструктивно важным для ряда произведений И. Холина, Г. Сапгира, Вс. Некрасова, А. Кондратова, Г. Лукомникова, чаще других авторов прибегавших к "частеречной" поэтике в разных ее вариантов: от простейшей унификации (у Холина и Кондратова) до более сложных. Особый интерес представляют в этом смысле минималистические тексты, в которых грамматическая унификация подчеркивает принципиальную «бедность» речевых средств. Соответственно, можно говорить о "чистом" использовании поэтики, охватывающей весь текст, и о ее применении в связи с другими приемами текстопостроения.