Частеречные «поэтики» в русской поэзии ХХ в.
195
2015-03-10
16:00 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе предполагается рассмотреть одно из новых явлений,
возникших в русской и мировой поэзии ХХ в. в ходе поиска новых выразительных
языковых средств: создание целых произведений на базе одной устойчивой
грамматической модели, решительного преобладания одной части речи, определяющей
форму всего текста.
В
качестве материала будут использованы стихотворения Г. Оболдуева, И. Холина, Г.
Сапгира, А. Кондратова, чаще других авторов прибегавших к «частеречной» поэтике в разных ее вариантов: от простейшей унификации
(у Холина и Кондратова) до более сложных.
Тезисы
В докладе предполагается рассмотреть одно из новых явлений,
возникших в русской и мировой поэзии ХХ века в ходе поиска новых выразительных
языковых средств: создание целых произведений на базе одной устойчивой
грамматической модели, решительного преобладания одной части речи, определяющей
форму всего текста.
Это явление впервые систематически рассмотрена в работах А.
Жолковского, описавшего т.н. «инфинитивную поэтику» - создание текстов,
опирающихся на инфинитив как грамматическую базу текста. По аналогии с этим,
очевидно, можно говорить также об именной и адъективной и т.д. поэтике. В
знаменитой работе М. Гаспарова «Фет безглагольный» рассмотрен также
«отрицательный» вариант частеречной поэтики – написание произведений, не
содержащих той или иной части речи (в случае Фета – глаголов). Нагнетание имен
характерно для ряда произведений В. Брюсова и К. Бальмонта, так что явление
имеет достаточно давнюю традицию в русской поэзии.
Однако наиболее широко частеречная поэтика развернулась во
второй половине ХХ века. Ее непосредственным прологом можно считать «Живописное
обозрение» Г. Оболдуева, написанное в 1927 г., но впервые опубликованное в
недавнее время: третья часть этого объемного цикла представляет собой список
описаний явлений растительного мира, каждая строка которого построена по единой
схеме: прилагательное в им. п. мн. числа, сущ. в им. пад. ед. или мн. числа,
сущ. в род. пад. мн. числа.
В 1960-1980 г. этот прием становится конструктивно важным
для ряда произведений И. Холина, Г. Сапгира, Вс. Некрасова, А. Кондратова, Г.
Лукомникова, чаще других авторов прибегавших к "частеречной" поэтике
в разных ее вариантов: от простейшей унификации (у Холина и Кондратова) до
более сложных. Особый интерес представляют в этом смысле минималистические
тексты, в которых грамматическая унификация подчеркивает принципиальную
«бедность» речевых средств.
Соответственно, можно говорить о "чистом"
использовании поэтики, охватывающей весь текст, и о ее применении в связи с
другими приемами текстопостроения.