44th International Philological Research Conference

Устойчивые сравнения с компонентами-колоративами в текстах русских и белорусских заговоров

Ирина Георгиевна Евтухова
Докладчик
ассистент
Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

164
2015-03-12
15:15 - 15:30

Ключевые слова, аннотация

В работе рассматривается функционирование устойчивых сравнений, включающих компоненты-колоративы, в русских и белорусских заговорных текстах. Анализируются все наименования цвета, которые употребляются для характеристики мира природы и ее обитателей. Отмечается, что в анализируемых текстах в состав сравнительных оборотов входят обозначения всех основных цветов спектра, кроме фиолетового. 

Тезисы


При очевидном гуманитарном интересе к заговорам этот фольклорный жанр остается недостаточно изученным, не уделяется внимания языковым особенностям,  в частности, образным средствам,  среди которых значительное место занимают сравнения, реализующие прагматическую функцию текста. 
В текстах русских и белорусских заговоров природные стихии представлены следующим образом воды: кровь красная, земля черная, вода цвета не имеет. Широко известна также формула с присутствием небесных светил: «...как красное солнце и светлой месяц, и белая зоря, и светлая луна, и частые звёзды, как поклоняютца к Ерусалиму Господню гробу, так бы приклонялись ко мне...». Чудесный характер происходящего усугубляется тем, что действие разворачивается в особом сакрализированном времени: это сразу и утро, и день, и ночь. Время и пространство спрессованы в одном магическом хронотопе (Топорков 2005, 250-251).
В рукописной заговорной традиции формулы самоуподобления зверю встречаются главным образом в двух видах магических текстов: 1) в заговорах «на подход к властям»: «А исцы мои..., и ответчики, и вороги, и недруги – были бы они аки тма, и был бы у них... сера заеца переполох, и бегали бы от меня, имярек, аки серыя овъцы, а яз бы за ними гонялся, аки серой волк...» (Пигин 2002, 242); 2) в оберегах от врагов и супостатов: «А стань же мой лихой передо мною, рабом Божиим имяреком, лютым серым волком; как же тя овца сераго волка страшится и боится...» (Смилянская 2002, 125). Протагонист сравнивает себя чаще всего с волком, антогонисты же – с овцами и зайцами.            
В устойчивых сравнениях  отражены цветовые особенности образа сравнения, но в подобных конструкциях заговорных текстов предмет сравнения приобретает  и  символические характеристики: бел.: «Як чорны мак пасеўны, так i ты, залатнiк, пяром угору ўзнiмiся, на сваё месца станавiся...» (Замовы, №779. Ад залатника, 230). Як гразь чорна, так штоб i ён счарнеў, i схляў, i счах» (Замовы, № 219. Ад вяхи, 91).
Образ песка используется в заговорах анализируемой группы с традиционным основанием – большое количество песчинок: как …песок желтый не сосчитать, так и меня, рабы Божией (имя), никогда и ничем не взять (Степанова 2006, 435). При этом для сравнения важны не сами по себе цветовые характеристики,  а невозможность их изменить. 
Сравнительные формулы с компонентами-цветообозначениями имеются в заговорах XVII−XVIII вв. и сохраняются в текстах XIX в., хотя их количественное соотношение и внутреннее наполнение несколько меняется с течением времени. Общая закономерность проявляется в том, что в XIX в. формулы разрастаются, детализируются, наполняются бытовыми подробностями. 
Все наименования цвета и света, проанализированные нами, употребляются чаще всего для описания внешности человека, затем для характеристики мира природы и ее обитателей, материальных предметов, созданных человеком и нематериального мира. Цвет в жизни общества был достаточно важной категорией, что доказывается наличием сравнительных оборотов, ядром которых являются названия цвета и света. В текстах русских и белорусских заговоров в сравнительные обороты входят обозначения всех основных цветов спектра, кроме фиолетового. 

Литература:
1 ЗАМОВЫ / уклад. Г. А. Барташевiч. – Мiнск, 1992. – 599 с.
2 ПИГИН, А. В. Заговоры и молитвы из коллекции Корниловых / подг. текста и коммент. А. В. Пигина // Отречённое чтение в России XVII–XVIII веков. − М., 2002. − С. 241−249.
3 СМИЛЯНСКАЯ, Е. Б. Заговоры и гадания из судебно-следственных материалов XVIII в. / Е. Б. Смилянская // Отречённое чтение в России XVII–XVIII веков. М., 2002. − С. 99–172. 
4 СТЕПАНОВА, Н. И. 5000 заговоров сибирской целительницы. – М.: РИПОЛ классик, 2006. – 864 с.
5 ТОПОРКОВ, А. Л. Заговоры в русской рукописной традиции XV–XIX вв.: История, символика, поэтика / А. Л. Топорков. – Москва: Индрик, 2005. – 480 с.

Принятые сокращения:
Зам. – Замовы, 1992.