44th International Philological Research Conference

Постмодернистские опыты в литературе Финляндии 1980-х гг.

Ярослава Владимировна Новикова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

198
2015-03-11
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

Многие финские лирики и прозаики писали в духе постмодернизма уже в 1960-х гг., хотя само понятие в Финляндии еще не было известно. Применялись дадаистские и сюрреалистические техники, в т. ч. коллаж. Творческая интеллигенция представляла свои художественные произведения часто в формате общественных акций и хеппенингов и вдохновлялась учениями семиотиков и постструктуралистов. Атрибуты постмодернизма, дополненные реалиями 1980-х гг., характерны для творчества писателя-музыканта Кауко Рёухкя в романах «Ватерлоо на обочине дороги» (1980) и «Призрак, который написал картину» (1982).

Тезисы

В Финляндии понятие постмодернизма стало известно более широко только в начале 80-х гг. ХХ в., именно тогда постмодернистские опыты составили авангард национальной литературы. По мнению литературоведа Юрьё Хосиайслуома, для постмодернизма характерны подчеркнутое самосознание (метафиктивность), интертекстуальность, поверхностность и отсутствие индивидуальности, в особенности использовние имитаций и стилевых подражаний (пастишей), фрагментарность и коллажи, смешение низкого и высокого и игра на границах литературных жанров. Первыми технику коллажа в 60-х гг. ХХ в. применили лирики Пентти Саарикоски, Вяйнё Кирстиня и Кари Аронпуро и прозаик Маркку Лахтела. Роман Матти Пулккинена "Смерть романного героя" (1985) произвел революцию в литературе Финляндии 80-х гг. ХХ в. Пулккинен задается вопросом, кто автор и кто читатель, и предлагает читательской аудитории разгадать загадку фикции. Еще одним открытием 80-х гг. стала Роса Ликсом, чье мировоззрение является постмодернистским, несмотря на реалистические и натуралистические тексты. Кроме того, Ликсом начала говорить о семье в гротескной манере, что было созвучно возникшей в 80-е гг. ХХ в. "школе зла" в женской литературе Финляндии. Для финской литературы данного десятилетия характерны циничные установки авторов, ирония и пародия. В 1987 г. выходит памфлет Маркку Эскелинена и Юрки Лехтола "Послесловие. Руководство по свиноводству", в котором свинья является метафорой института литературы в Финляндии, бездарных писателей и глупых литературоведов. Авторы используют материал популярной культуры, но вместе с тем презирают массы и посредственность. Бунтарство, дерзость и отсутствие иллюзий характерны и для творчества представителя поколения city писателя и музыканта Кауко Рёухкя (р. 1959). Рёухкя дебютировал с романом "Ватерлоо на обочине дороги" в 1980 г. Главный герой произведения, житель города Оулу Мара, - безразличный, бездельничающий посторонний. Он закончил школу, остался без работы и живет вместе со своей матерью. В жизни безденежного Мары не происходит ничего. Он только ждет и плывет по течению. Городская библиотека г. Оулу определяет роман как своеобразное соединение абсурдной драмы Беккета, произведения Камю "Посторонний" и юношеской эмансипации Сэлинджера. "Ватерлоо на обочине дороги" - это роман одного дня, обрамляющее повествование которого формируется бессюжетным не-событием посреди ничто. Герои Мара и Арто сторожат на обочине дороги попавший в аварию автомобиль и убивают время пьянствуя, рассказывая анекдоты и листая комиксы. Кульминацией истории является ничем не закончившийся поход вслед за женщинами в ближайший бар. Тем временем уличные гонщики окончательно разбивают машину, и парням приходится придумывать объяснение сложившейся ситуации. Центральное место действия в романе представлено болотистой и заросшей обочиной канавы, усеянной фантиками от конфет, оберточной бумагой от мороженого, пивными бутылками, пластиковыми пакетами и газетами. Единственное, на чем может остановиться взгляд, - это разбитая машина и рекламный щит. В город герои возвращаются на грузовике, перевозящем ядерные отходы и символизирующем судный день. Уже в первом романе Рёухкя можно увидеть конфликт между гротескной действительностью и ощущаемой параллельно с ней другой реальностью. Воображение открывает путь для побега из угнетающей действительности.В романе "Призрак, который написал картину" (1982) дух умершего в 30-е гг. ХХ в. живописца просит молодого художника Рене закончить его недописанный шедевр. Картина становится сенсацией, которая испытывает границы подлинности и авторства, а также способность института искусства воспринимать новое. Противоположностью Рене является начинающий писатель и эстет, "апостол нежности" наподобие поэта Томми Таберманна Ханс Саломе. В его образе пародируются не только мода на писательство, но и вдохновившиеся контркультурой студенты. Ханс восхищается в Рене всем тем, чего не хватает ему самому - телесности и непосредственности.