К вопросу о выражении ценностных представлений в английском языке
Ольга Витальевна Емельянова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
187
2015-03-10
15:40 -
15:55
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен исследованию структуры типа X is (not) about Y — одной из словесных моделей ценностей, создаваемых
носителями языка. С ее помощью раскрывается суть определенных ценностей. Она используется, как
правило, в конфликтных, драматических ситуациях. Анализ показал, что структура
типа X is (not) about Y служит для передачи причин происходящих событий; она является действенным
средством воздействия на адресата, направленным на изменение в системе его ценностей.
Тезисы
О.В. Емельянова
К вопросу о выражении ценностных
представлений в английском языке.
Ценностная
картина мира актуализируется в каждом языке разными лингвистическими
средствами. К числу последних, на наш взгляд, относится структура типа Life is about people – одна из словесных моделей ценностей, создаваемых
носителями языка. Данный доклад представляет собой продолжения исследования,
предпринятого на материале Британского Корпуса.
Тексты художественной литературы демонстрирует
явное преобладание варианта модели, в котором Х выражен личным местоимением it или
указательными this/that, хотя примеры с абстрактными существительными также
представлены. Таким образом раскрывается суть
определенных ценностей – жизни, искусства, театра и др. Важно отметить
безусловную узнаваемость этой простой формулы, своего рода сигнала аудитории:
внимание! Сейчас речь пойдет о чем-то существенно важном, говорящий сообщит
свое мнение, свое видение проблемы – а согласиться с ним или нет – решать его
адресату (адресатам). Данная модель используется, как правило, в конфликтных,
порой драматических ситуациях: говорящий старается не просто донести до адресата
свою точку зрения, но и убедить в своей правоте. При использовании варианта модели, в
котором X выражен местоимениями, персонажи пытаются объяснить
себе или другим суть происходящего, правильно расставив акценты и выстроив своего
рода иерархию ценностей и приоритетов. Не менее важно оказывается разобраться в побудительных
мотивах своих поступков, руководствуясь ценностями, признаваемыми философами,
психологами и социологами высшими ориентирами поведения. Желая донести до
собеседника свой взгляд на ситуацию и, исходя из ее понимания, сформировать
программу действий, персонажи вновь и вновь облекают свои мысли в четкую и
ясную форму при помощи разных вариантов структуры X is about Y;
встречаются целые диалоги, построенные по этой модели. Она дает возможность
сформулировать, за что, во имя каких ценностей стоит бороться.
Исследование художественного текста
позволяет затронуть еще один аспект функционирования модели X is (not) about
Y. Основная сфера использования данной модели – диалог,
отражающий в прозаических произведениях то, что принято называть обыденной, или
бытовой деятельностью. Обыденно-разговорный дискурс предполагает использование
стандартных конструкций разных типов своего рода
«конвенциональных сигналов», форма и функция которых являются устойчивыми и
регулярными, т.е. предсказуемыми в рамках определенных конструкций. К подобным
стандартным конструкциям, как нам кажется, можно отнести и исследуемую модель;
построенные в соответствии с ней высказывания близки к речевым стереотипам. Они
регулярно используются в ситуациях, когда говорящий, обращаясь к
собеседнику, хочет узнать, в чем дело. Нельзя не заметить, что в большинстве
случаев вопрос ‘What’s it/this/that about?’
связан с желанием выяснить причину, побудившую
адресата поступить или вести себя определенным образом, обычно вызывающим
неодобрение и отрицательные эмоции адресата. В повествовательных предложениях, построенных
по модели X is (not) about Y, также часто
идет речь о причинах и побудительных мотивах
тех или иных поступков. Наиболее эксплицитно эта связь проявляется в тех случаях,
когда данная модель лежит в основе ответов на вопросы, начинающиеся с why.
Таким образом, анализ использования модели X is about Y в
художественной литературе показал, что она служит для передачи ценностных
представлений персонажей, выражения сути описываемых явлений и причин
происходящих событий, являясь действенным средством воздействия на
адресата, направленным на изменение в системе его (и, возможно, читателя)
ценностей, убеждений и моральных установок. Как уже было сказано, это полностью
согласуется с определением ценностей как смыслообразующих оснований
человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой
жизни и конкретным деяниям и поступкам.