44th International Philological Research Conference

Способы репрезентации образа России в языковом сознании (по материалам ассоциативного словаря)

Татьяна Владимировна Романова
Докладчик
профессор
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

195
2015-03-11
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются способы репрезентации в языковом сознании образа России. Под способами репрезентации понимаются способы задания смысла в ассоциативных реакциях на слово-стимул Россия. Образ России можно смоделировать как своеобразную фигуру знания, когнему: модель движения от слова-знака к смыслу, способу его выражения, области референции.

Тезисы

В докладе на частном социальном срезе будет продемонстрирована методика изучения языкового сознания. Материалом для анализа послужили данные ассоциативного эксперимента. Данные для составления словарных ассоциативных статей собраны посредством проведения стандартного свободного ассоциативного эксперимента. Респондентами данных были  учителя русского языка Молдовы (76 чел.). Опрос проводился в декабре 2012 г. Испытуемым было предложено дать ассоциации на следующие слова-стимулы: Америка (25), Молдова (51),  Россия (76) .   В докладе будет представлена возможная методика моделирования языкового сознания по данным ассоциативного эксперимента. Рассмотрены способы репрезентации в языковом сознании образа России.  Под способами репрезентации понимаются способы задания смысла в ассоциативных реакциях на слово-стимул Россия. Образ России можно смоделировать  как своеобразную фигуру знания: модель движения от слова-знака к смыслу, способу его выражения,  области референции. Результатом является когнайзер – когнемная  модель  вербального сознания. Под когнемой понимается фигура знания,  представляющая собой постоянно текущий динамичный процесс взаимодействия пяти параметров: смысл – способ – слово (знак) – область – функция. Методологической основой такого подхода послужили работы Ю.Н. Караулова, Ю.Н. Филипповича, Г.А. Черкасовой, Н.В. Уфимцевой. Основной тезис доклада: способ образования реакции и функция знания показывает  устройство и функционирование языковой картины мира носителей языка, а референтная область помогает сравнивать реалии, обозначенные словом-стимулом. При моделировании образа России по данным ассоциативного эксперимента  сделаны следующие выводы. Наиболее частотные способы задания смысла – ассоциация, дескрипции, деталь биографии, образ, прецедентное имя, символ. Наиболее характерны положительные оценочные реакции, позитивные дескрипторы; прецедентные реакции, относящиеся к сфере литература. Стереотипность представления о России отражают  следующие реакции-штампы сознания: берёза, балалайка, медведь, матрёшка,сарафан. Области референции  представлены достаточно широко: география; территориальное, государственное устройство; социально-трудовые отношения; политика; культура, язык; жизнь знаменитых людей; природа, природные явления, растительный мир; взаимоотношения людей; семья; оценка; ощущения/ чувства/ переживания. В целом, на стимул Россия в эксперименте было дано больше реакций, чем на стимулы Молдова, Америка. Наиболее частотная реакция  родина (родина, малая родина; Родина, хотя родилась и живу не в России).