Средства выражения экспрессии в произведении Кати Метелицы «Азбука жизни»
Елена Алексеевна Акуленко
Докладчик
студент 4 курса
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского
195
2014-04-09
11:00 -
11:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются экспрессивно-выразительные средства различных языковых уровней в художественном произведении (на примере "Азбуки жизни" Кати Метелицы). Мы приходим к выводу о том, что средства выражения экспрессии являются многофункциональными текстовыми маркерами.
Тезисы
Наше исследование касалось изучения произведения Кати Метелицы «Азбука жизни»; целью работы являлось выявление средств, выражающих экспрессию.
Произведение построено в форме словаря: слова расположены в алфавитном порядке. В начале словарной статьи стоит вокабула, значение которой раскрывается несколькими путями.
1. Путем краткого толкования, описания. Например, «Бомба - …тяжелая, округло-пузатая и потенциально опасная…».
2. Путем отсылки к другому, непроизводящему слову. Например, «Родина. См. КРЫЖОВНИК, СЕЛЕДКА».
Экспрессивные средства выражения в произведении «Азбука жизни» мы находим на различных уровнях языка. На лексическом уровне: 1) перифраза («водоем…обычно безымянный или именуемый аборигенами как-нибудь типа "пруд у прачечной"»); 2) метонимия («Колготки…как достижения западной цивилизации, с запада – буквально»); 3) эпитеты («злобная директриса», «смертные корчи», «резиновые кишочки»); 4) олицетворение («Этот пепел стучит в моем сердце»); 5) фразеологизмы («Москва только раздражает желание, только разжигает этот зуд, эти танталовы муки»); 6) уменьшительно-ласкательные суффиксы («кишочки», «кипяточек», «колясочки»); 7) стилистически окрашенная лексика («от грязи дохнет», «прочая такая же дрянь»). На синтаксическом уровне: 1) эллипсис («В смысле, что он – безе», «простые (хлопковые) – сползали»); 2) градация («Но вид грибов будит какие-то первобытные инстинкты: сорвать, схватить, набрать, притащить домой…»); риторические вопросы («Зачем я все это вспоминаю?»); 3) вопросительные предложения: («На банкете? Напротив тира?»); 4) восклицательные предложения: («Лица!», «Так интересно!»). На графическом уровне: 1) авторский знак («лаковица лиловая (!) и лаковица ласковая», «…оттого на лбу сделается гугля (!!!)»).
Мы приходим к выводу, что автор использует экспрессивно-выразительные средства для: 1) усиления эмоционального начала произведения; 2) привлечения внимания; 3) проявления авторской позиции; 4) установления дружеских взаимоотношений с читателем.
Произведение построено в форме словаря: слова расположены в алфавитном порядке. В начале словарной статьи стоит вокабула, значение которой раскрывается несколькими путями.
1. Путем краткого толкования, описания. Например, «Бомба - …тяжелая, округло-пузатая и потенциально опасная…».
2. Путем отсылки к другому, непроизводящему слову. Например, «Родина. См. КРЫЖОВНИК, СЕЛЕДКА».
Экспрессивные средства выражения в произведении «Азбука жизни» мы находим на различных уровнях языка. На лексическом уровне: 1) перифраза («водоем…обычно безымянный или именуемый аборигенами как-нибудь типа "пруд у прачечной"»); 2) метонимия («Колготки…как достижения западной цивилизации, с запада – буквально»); 3) эпитеты («злобная директриса», «смертные корчи», «резиновые кишочки»); 4) олицетворение («Этот пепел стучит в моем сердце»); 5) фразеологизмы («Москва только раздражает желание, только разжигает этот зуд, эти танталовы муки»); 6) уменьшительно-ласкательные суффиксы («кишочки», «кипяточек», «колясочки»); 7) стилистически окрашенная лексика («от грязи дохнет», «прочая такая же дрянь»). На синтаксическом уровне: 1) эллипсис («В смысле, что он – безе», «простые (хлопковые) – сползали»); 2) градация («Но вид грибов будит какие-то первобытные инстинкты: сорвать, схватить, набрать, притащить домой…»); риторические вопросы («Зачем я все это вспоминаю?»); 3) вопросительные предложения: («На банкете? Напротив тира?»); 4) восклицательные предложения: («Лица!», «Так интересно!»). На графическом уровне: 1) авторский знак («лаковица лиловая (!) и лаковица ласковая», «…оттого на лбу сделается гугля (!!!)»).
Мы приходим к выводу, что автор использует экспрессивно-выразительные средства для: 1) усиления эмоционального начала произведения; 2) привлечения внимания; 3) проявления авторской позиции; 4) установления дружеских взаимоотношений с читателем.