Определение языковой личности студента на примере исследования коммуникативного дискурса социальной сети
Мария Игоревна Булохова
Докладчик
студент 5 курса
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского
195
2014-04-07
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается языковая личность студента, характеризуемая на трех уровнях: вербально-семантическом, когнитивном и прагматическом. Предпринята попытка выявить определенные особенности их отражения в коммуникативном дискурсе социальной сети и влияние субкультуры на содержание и выражение речевых актов. Приводятся конкретные примеры коммуникативных актов, в которых реализуются описанные признаки.
Тезисы
В связи с широким распространением и популяризацией Интернета письменная форма общения приобрела свои особые специфические черты. В работе мы будем анализировать не только конкретные лексические единицы, т.е. вербально-семантический уровень, но и ключевые понятия и прагматические основы изучаемого дискурса. Объектом нашего изучения стали коммуникативные акты студентов, размещённые в социальной сети «ВКонтакте». На вербально-семантическом уровене мы сталкиваемся с основной особенностью Интернет-дискурса, к которой добавляются черты субкультуры, в результате происходит смешение сленгов (Интернет и молодёжный), безграмотности и небрежности в написании слов. Например: Адресант: «скажите пожалуйста у вас работает преподователь С* Н* М* экономика чтоли ее профиль?надо очень)» Следует отметить чётко прикреплённый к определённой тематической группе круг ключевых лексем: универ, сессия, пара, зачётка, девушка, парень, курс, стипендия, проблема, институт, любить, лень, курсовая, практика. Большинство слов принадлежит студенческому сленгу. Например: Адресант: «СПФ, девчонки 2 курса, кому нужно писать курсовую по педагогике, кто знает, сколько должно быть листов, какой шрифт, отступы и тд? Буду очень признательна!», курсовая (вариант: курсовик, курсач) – курсовая работа. Заключительный этап – выявления особенностей прагматического уровня языковой личности студента. Все типы адресатов представляются в изучаемом дискурсе. Чаще встречается стратегия речевого информирования: Адресат: Тoлькo я мог прoснуться к первой паре, собраться и не увидев своих одногруппников в сети лечь спать. Адресант: все правильно сделал. Сочетание влияния Интернета со спецификой субкультуры нередко представляет невысокий уровень языковой личности студента в социальных сетях.