Нарратор в цикле новелл Бруно Шульца «Коричные лавки»: проблема типологической характеристики и специфика точки зрения
Дарья Сергеевна Абрасим
Докладчик
магистрант 1 курса
Белорусский государственный университет
Белорусский государственный университет
171
2014-04-10
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе анализируется повествовательная специфика и структура образа нарратора в
цикле новелл Бруно Шульца «Коричные лавки». В свете нарративной поэтики
рассматриваются основные приемы повествования.
Тезисы
Очевидная простота в распределении функций между
взрослым-повествующим “я” и ребёнком-повествуемым “я”, который должен являться
исключительно персонажем в плане диегезиса, отдавая слово автобиографическому
нарратору, всё повествование которого ведётся от первого лица, тем не менее не
соответствует действительности. Часто нарратив перестаёт носить характер событий
далёкого прошлого, которые вспоминаются в комплексе с эмоциями, вызванными
тогда, и приобретает характер повествования о событиях, произошедших в
недалёком прошлом, актуальное восприятие которых происходит будто бы двумя “я”. Здесь имеет место явная реакция рефлектора-ребёнка, но фактически анализ и оценка
остаются за нарратором, который не передавал слова другой нарративной
инстанции. И только на интуитивном уровне читатель ощущает фактически не
реализованное присутствие повествуемого “я” и его влияние на повествование.
Именно это “двухголосие” свидетельствует о специфике нарратива в цикле, а его
роль и методы создания являются предметом данного исследования.
В ходе исследования нарратор характеризуется согласно
типологической классификации В. Шмида, в процессе чего комментируются
особенности выявления некоторых позиций. Следующим шагом в исследовании
является анализ структуры нарратива и взаимодействия повествующего и
повествуемого “я” в рамках теории “точки зрения”, что позволяет наиболее ярко
продемонстрировать специфику повествовательной структуры текста.
В результате исследования мы приходим к выводу,
что мифологические аллюзии, сложные метафорические конструкции, широкий
кругозор и целостность образа отца-демиурга выявляют настоящую инстанцию
мифотворчества, выдаваемого за детское восприятие действительности, ведь именно
нарратор заинтересован в сакрализации детства. Разнополюсное соотношение
персонального-пространственного, персонального и нарраториального
перцептивного, нарраториальных временного, языкового и идеологического планов
является основным приёмом создания эффекта “двойного” нарратора.