Новое в строении и функционировании глагольных ремарок (на материале пьес Григория Горина)
Юлия Сергеевна Дектярева
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
195
2014-04-09
12:00 -
12:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются функции и языковое
оформление глагольных ремарок в пьесах Г. Горина. Описаны функциональные группы
ремарок, выделяемые в драматургическом тексте, а также структурные особенности
отдельных ремарок. Анализ позволяет установить, как новации в строении и
функционировании ремарок способствуют экспликации авторского замысла.
Тезисы
В современной драматургии по сравнению с классической характеристика
обстановки действия, особенностей произнесения реплик, эмоционального состояния
героев и их действий на сцене становится более подробной и требует усложнения
языковых средств. Это ведет к увеличению объема ремарок в пьесе. В пьесах Григория
Горина («Забыть Герострата!», «Кин IV», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который
построил Свифт»), которого отличает новаторский режиссерский подход,
своеобразная раскадровка сцен, соблюдаются законы построения пьесы, но
драматург привносит новое в использование ремарок. С формально-грамматической
точки зрения ремарки делятся на неглагольные и глагольные, последние преобладают.
Мы останавливаемся именно на них, поскольку в анализируемом материале глагольные
ремарки отличаются не только функциональным, но и структурным разнообразием. Глагольные
ремарки чаще всего описывают различные действия героев на сцене. Горин
использует разнообразную глагольную лексику, что позволяет выделить множество
функциональных групп ремарок в зависимости от семантики. Структура ремарки
усложняется: в ее состав входят распространенные и нераспространенные
предложения, ремарка может состоять из группы предложений. С другой стороны, важной
оказывается неполнота ремарки, не только обусловленная принципами построения
пьесы, но и являющаяся авторским приемом. Морфологические и синтаксические
средства выражения субъективной модальности: частицы, модальные слова, вводные
конструкции, - которых традиционно драматург, бесстрастный констататор
происходящего, не использовал, являются неотъемлемой особенностью пьес Горина и
эксплицируют авторский замысел. Сеттинги (ремарки, описывающие обстановку) рассматриваются
среди глагольных ремарок, поскольку у Горина они часто являются объемными и
оказываются близки к повествовательному тексту, а не состоят из номинативных
предложений, как в классической драматургии. Кроме того, добавляются описания
света и звука – Горин характеризует мизансцену целиком.