XVII Международная конференция студентов-филологов

Новое в строении и функционировании глагольных ремарок (на материале пьес Григория Горина)

Юлия Сергеевна Дектярева
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

195
2014-04-09
12:00 - 12:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются функции и языковое оформление глагольных ремарок в пьесах Г. Горина. Описаны функциональные группы ремарок, выделяемые в драматургическом тексте, а также структурные особенности отдельных ремарок. Анализ позволяет установить, как новации в строении и функционировании ремарок способствуют экспликации авторского замысла. 

Тезисы

В современной драматургии по сравнению с классической характеристика обстановки действия, особенностей произнесения реплик, эмоционального состояния героев и их действий на сцене становится более подробной и требует усложнения языковых средств. Это ведет к увеличению объема ремарок в пьесе. В пьесах Григория Горина («Забыть Герострата!», «Кин IV», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт»), которого отличает новаторский режиссерский подход, своеобразная раскадровка сцен, соблюдаются законы построения пьесы, но драматург привносит новое в использование ремарок. С формально-грамматической точки зрения ремарки делятся на неглагольные и глагольные, последние преобладают. Мы останавливаемся именно на них, поскольку в анализируемом материале глагольные ремарки отличаются не только функциональным, но и структурным разнообразием. Глагольные ремарки чаще всего описывают различные действия героев на сцене. Горин использует разнообразную глагольную лексику, что позволяет выделить множество функциональных групп ремарок в зависимости от семантики. Структура ремарки усложняется: в ее состав входят распространенные и нераспространенные предложения, ремарка может состоять из группы предложений. С другой стороны, важной оказывается неполнота ремарки, не только обусловленная принципами построения пьесы, но и являющаяся авторским приемом. Морфологические и синтаксические средства выражения субъективной модальности: частицы, модальные слова, вводные конструкции, - которых традиционно драматург, бесстрастный констататор происходящего, не использовал, являются неотъемлемой особенностью пьес Горина и эксплицируют авторский замысел. Сеттинги (ремарки, описывающие обстановку) рассматриваются среди глагольных ремарок, поскольку у Горина они часто являются объемными и оказываются близки к повествовательному тексту, а не состоят из номинативных предложений, как в классической драматургии. Кроме того, добавляются описания света и звука – Горин характеризует мизансцену целиком.