Зеркальный пейзаж в романе «Zoo, или Письма не о любви» В. Б. Шкловского
Дарья Александровна Иванова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2014-04-11
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Настоящий
доклад посвящен особенностям повествовательных стратегий романа «Zoo, или Письма не о любви» В. Б.
Шкловского, который является двойной метафорой: начинаясь как произведение
фикциональное, в котором реальный мир представлен в образах художественных,
метафорических, оно оборачивается письмом-перформативом, в котором утверждается
правдивость реального (исторического) плана повествования. В докладе
рассматривается фрагмент, содержащийся в 25-м письме романа, как реализация
повествовательной модели, по которой построен весь роман.
Тезисы
Роман
В. Б. Шкловского «Zoo
или письма не о любви» является двойной метафорой: начинаясь как произведение
фикциональное, в котором реальный мир представлен в образах художественных,
метафорических, оно оборачивается письмом-перформативом, в котором утверждается
правдивость реального (исторического) плана повествования. Проблема реальности
и фикциональности актуальна на каждом уровне произведения, скрепляет эти уровни
фигура нарратора, который, осуществляя особые движения (реальные – сквозь
пространство и время – и ирреальные – сквозь историю и культуру) в тексте,
создаёт особую модель, позволяющую романной метафоре реализоваться.
25-ое
письмо романа «Zoo
или письма не о любви» В. Б. Шкловского содержит фрагмент, представляющий собой
реализацию повествовательной модели, по которой строится весь роман. Этот фрагмент
представляет собой конструкцию включённых друг в друга рамок, каждая из которых
отсылает к отдельному плану произведения. Эти планы (пространственный,
временной (исторический, биографический и календарный), событийный и т. д.)
связаны в романе с драмой главного героя, а в «зеркальном пейзаже» происходит
совмещение планов до одной точки. Выход из этой точки – это возможность
разрешения основных противоречий в романе (разрешение культурного конфликта,
любовной коллизии, личной драмы нарратора, который лишён возможности
полноценного творческого акта), а также изменение фикциональной
повествовательной стратегии на нефикциональную.
Зеркальный пейзаж в
романе соотносится с основными образами метатекста («перекрещиваются нити шали,
проводимой через кольцо») и может восприниматься как ключ к прочтению
произведения.