Конструкция "тоном + Р. п. имени": грамматика и семантика
Ольга Игоревна Кириенко
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
195
2014-04-09
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
На
материале текстов русской художественной литературы (конец XIX — начало XX в.) рассматриваются грамматический статус и семантическое многообразие
вариативной части конструкции «тоном + Р. п. имени» (тоном строгого
наставника).
Частотная в употреблении, эта конструкция анализируется с точки зрения ролевой
теории в лингвистике.
Тезисы
Характеристика звучания голоса человека является достаточно
частотной в русской художественной литературе конца
XIX – начала XX в., например: тоном
взрослой, рассеянно наблюдающей ребячьи глупости, тоном хладнокровного
ученого-социолога и т. п. Грамматически данные сочетания представляют
собой устойчивую двухкомпонентную модель: «тон» в Т. п., ед. ч. +
существительное (субстантивированное прилагательное/ причастие), номинирующее
лицо, в Р. п., ед. ч. (реже во мн. ч.). Также эта модель может
дополняться определениями к обоим компонентам. Существительное в Р. п. –
это, как правило, должность, возрастная категория или другая ситуативная роль,
которой один из говорящих наделяет другого по манере говорения. Так, по определенному
постоянству грамматического состава и характерной лексической наполненности
сочетание «тоном + Р. п. имени» можно определить и как единицу фразеологии
(в широком смысле), и как конструкцию (в рамках Грамматики конструкций Ч. Филлмора),
и как простое словосочетание. На наш взгляд, сочетанию «тоном + Р. п.
имени» более всего соответствует определение конструкции.
Что касается семантики, то наш материал свидетельствует об определенных
тенденциях в употреблении тех или иных номинаций и позволяет составить на его
основе разноаспектные классификации. В том числе в анализируемых примерах ясно
прослеживаются отношения синонимии–антонимии (тоном взрослого — тоном
ребенка). Синонимические отношения позволяют распределить примеры на 3
тематические группы (условно названные «Начальник», «Знаток» и «Подчиненный/
Незнающий»), а на основе антонимических отношений выстраивается иерархия возможных
отношений собеседников в диалоге. Таким образом, с помощью звучания голоса и
его номинации происходит распределение ролей в диалоге. В связи с
количественным преобладанием некоторых номинаций звучащей речи, можно говорить
о некой типизированности отношений говорящих в диалоге и, как следствие, об
особенностях русской языковой картины мира.