Языковые средства создания перцептивного образа (на примере романа Джона Уиндема “The Day of the Triffids”)
            Илья Геннадьевич Варламенко
        
        
        Докладчик
        
        
        студент 5 курса
Кемеровский государственный университет
    Кемеровский государственный университет
201
2014-04-09
14:50 -
        15:00
    Ключевые слова, аннотация
    В докладе рассматривается вопрос перцептивной визуализации образа на материале фразеологизмов, указываются языковые средства вербализации образа.
Тезисы
    В информационном обмене человека с
окружающей средой участвуют несколько способов кодирования информации. Мы
остановимся на визуальном способе, с помощью которого автор создаёт
определённый перцептивный образ в произведении.
В романе Джона Уиндема «День триффидов» используется визуальный способ кодирования
информации, проявляющийся  в
акцентуации зрительного компонента восприятия при отсутствии функции зрения у персонажей:
 “They [stars] make
people's faces look frightfully ghastly. Everybody's out watching them, and
sometimes it's almost as light as day - only all the wrong color. Even' now and
then there's a big one so bright that it hurts to look at it. It's a marvelous
sight. It is such a pity you can't see it, isn't it?”
“It is,”... “She can’t help reminding me that
I’m blind as a mole,” I thought to myself.
 “If only
you hadn't those bandages you'd have a wonderful view of it from here,” she
went on. 
Доминантой тематической сетки являются глаголы с семантикой зрительной активности (to watch, to see, to have a view),
слова с семантикой цветовой принадлежности (bright green, as light as day wrong
color, a big one so bright). Особую смысловую нагрузку несёт на себе глагол to look со значениями «смотреть», «представлять», «воображать».  Для описания
непосредственно слепоты автор использует фразеологизмы “blind as a mole”, “pitch darkness”. 
Лексические единицы с семой «зрительная перцепция» играют важную
стилистическую функцию в создании перцептивного образа мира слепых. Перцептивный
образ даёт возможность охарактеризовать глубинную сторону авторской философии
бытия, а визуальный способ кодирования информации открывает читателю
мировосприятие и мироощущение слепого человека.