К вопросу об изучении механизмов семантической деривации лексики общего происхождения на примере прилагательных, определяющих ментальные свойства человека в славянских языках
Илья Константинович Учитель
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
25
2014-04-08
15:30 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается проблема изменения значений слов общего происхождения (когнатов) в близкородственных языках, причин подобных изменений и методов их исследования. Примеров таких изменений много, ср. хотя бы широко известное pozor 'внимание' в чешском языке. Материалом анализа являются прилагательные в славянских языках, определяющие ментальные свойства человека ("добрый", "злой" и т. д.). Непосредственно в докладе рассмотрены прилагательные "вредный" и "дурной" в восточнославянских и южнославянских языках.
Тезисы
Теоретическая часть.
Изучение лексической семантики в диахронии и синхронии:
1) Обзор принципов этимологических исследований. Этимология и семантика.
2) Поиски баланса между фонетикой и семантикой в этимологии.
3) Данные семантики в этимологических исследованиях.
4) Диахронические и синхронические исследования лексико-семантической системы языка.
5) Три основных метода лексической семантики: построения семантических полей, метод компонентного анализа и когнитивный метод.
6) Семантические поля, метод «микрополей» .
7) Разложимость значения слова – основное положение компонентного анализа и комбинаторной семантики.
8) Компонентным анализом называется операция разложения означающего слова (семемы) на более мелкие единицы.
9) Московская семантическая школа: «интегральное описание языка», «логическое описание языка» - позволяют подробно описать лексику в синхронии.
10) Когнитивная семантика – моделирует языковую картину мира человека.
11) Языковая картина мира и методы ее изучения.
12) Полисемия в когнитивной семантике как «множество различных явлений некоей единой сущности».
13) Типологические исследования семантики лексики, изучающие взаимодействие слов и внеязыковых реалий, к примеру, цветов и цветообозначений.
14) Типологическое изучение глаголов плавания – проект aquamotion.
15) Что может быть «внеязыковой реалией»?
Практическая часть работы
Материал и метод работы.
1) «прилагательные, определяющие ментальные свойства человека»: ментальный – относящийся к уму человека».
2) К какой категории качественных прилагательных относится наша группа прилагательных?
3) Данная группа прилагательных в других исследованиях.
4) Важные для работы свойства славянских качественных прилагательных.
5) О принципах отбора материала для данной работы.
6) Используемая форма отображения результатов исследования - таблица, построенная с применением метода микросемантических полей.
7) Практическое применение метода работы: 2 прилагательных выбранной группы - «вредный» и «дурной».
Заключение.