Этнические стереотипы в языковой картине мира современного жителя юга России: хохол
Ирина Анатольевна Заросило
Докладчик
магистрант 1 курса
Южный федеральный университет
Южный федеральный университет
195
2014-04-10
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются основные положения методики изучения стереотипов, предложенной польским этнолингвистом Е. Бартминьским в рамках работы над словарем стереотипов польского языка и культуры. На основе изучения этнического стереотипа "хохол" делается вывод о возможности эффективного применения метода профилирования для изучения русской региональной языковой картины мира. Кроме того, рассматриваются возможности дополнения методики современным материалом (региональная литература, интернет-ресурсы) и использованием диахронического подхода.
Тезисы
Данная работа основывается на методике
польского ученого Е. Бартминьского, исследовавшего стереотипы языковой
картины мира и предложившего концепцию создания словаря стереотипов. Стратегической целью нашей работы является
создание словаря стереотипов жителей юга России, целью же данного доклада - описание
стереотипа жителя Украины, для обозначения которого в южнорусском региолекте
используется слово «хохол». Мы принимаем концепцию Бартминьского и согласны с
его определением стереотипа как «стабилизированного сочетания семантических и
формальных единиц».
Вывод о сложившихся стереотипах делается
на основе анализа статей русскоязычных
словарей разных типов, результатов анкетирования 100 жителей г.
Ростова-на-Дону, а также на выборке слов из I и II тома романа «Тихий Дон» М. Шолохова.
Словари практически не дают картину
южнорусской специфики в восприятии слова «хохол», определяя его как название
украинца, первоначально уничижительное, затем шутливое. Анализ пословиц и
поговорок выявляет типичное для традиционного сознания наделение представителя
иной этнической группы только отрицательными качествами.
Региональная составляющая стереотипа,
источником изучения которой стали разработанные автором анкеты, характеризуется
большей дробностью и развернутостью содержательных компонентов стереотипа. Так,
в сознании респондентов слово «хохол» не только наделено синонимами, но и
обладает некоторыми положительными коннотациями.
Отличительной чертой этого стереотипа
можно считать актуализацию некоторых смыслов, связанных с последними политическими событиями на Украине, что
дает возможность делать выводы о причинах обновления содержания стереотипа.