XVII Международная конференция студентов-филологов

Этнические стереотипы в языковой картине мира современного жителя юга России: хохол

Ирина Анатольевна Заросило
Докладчик
магистрант 1 курса
Южный федеральный университет

195
2014-04-10
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются основные положения методики изучения стереотипов, предложенной польским этнолингвистом Е. Бартминьским в рамках работы над словарем стереотипов польского языка и культуры. На основе изучения этнического стереотипа "хохол" делается вывод о возможности эффективного применения метода профилирования для изучения русской региональной языковой картины мира. Кроме того, рассматриваются возможности дополнения методики современным материалом (региональная литература, интернет-ресурсы) и использованием диахронического подхода.

Тезисы

Данная работа основывается на методике польского ученого Е. Бартминьского, исследовавшего стереотипы языковой картины мира и предложившего концепцию создания словаря стереотипов. Стратегической целью нашей работы является создание словаря стереотипов жителей юга России, целью же данного доклада - описание стереотипа жителя Украины, для обозначения которого в южнорусском региолекте используется слово «хохол». Мы принимаем концепцию Бартминьского и согласны с его определением стереотипа как «стабилизированного сочетания семантических и формальных единиц». Вывод о сложившихся стереотипах делается на основе анализа  статей русскоязычных словарей разных типов, результатов анкетирования 100 жителей г. Ростова-на-Дону, а также на выборке слов из I и II тома романа «Тихий Дон» М. Шолохова. Словари практически не дают картину южнорусской специфики в восприятии слова «хохол», определяя его как название украинца, первоначально уничижительное, затем шутливое. Анализ пословиц и поговорок выявляет типичное для традиционного сознания наделение представителя иной этнической группы только отрицательными качествами. Региональная составляющая стереотипа, источником изучения которой стали разработанные автором анкеты, характеризуется большей дробностью и развернутостью содержательных компонентов стереотипа. Так, в сознании респондентов слово «хохол» не только наделено синонимами, но и обладает некоторыми положительными коннотациями. Отличительной чертой этого стереотипа можно считать актуализацию некоторых смыслов, связанных с последними политическими событиями на Украине, что дает возможность делать выводы о причинах обновления содержания стереотипа.