О специфике формы представления терминов гуманитарных наук: на материале терминологии дисциплины «Мастерство актера»
Илья Игоревич Кривоносов
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
2-у
2014-04-11
15:30 -
15:50
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются особенности формы представления
терминологии гуманитарных наук
и искусств. В ходе анализа терминов предмета «Мастерство актера» работа с
ассоциативными группами и микродеревьями, уточняющими парадигматические
отношения внутри групп, оказывается наиболее эффективной для описания слабо структурированной
терминологии.
Тезисы
При изучении
любой логико-понятийной системы и соответствующей ей системы терминов неизбежен вопрос о способах их
описания. Выбор подхода обусловливается спецификой исследуемой области. В
большинстве работ, посвященных анализу и
упорядочиванию лексики техники, точных и естественных наук, в качестве основной
формы представления отношений и связей, существующих в данной системе,
рассматриваются семантические сети, которые, однако, не так эффективны для
имеющей менее структурированную природу терминологии гуманитарных наук и
искусств.
На материале терминов предмета «Мастерство актера» рассматриваются формы представления слабо структурированной специальной лексики с высокой диффузностью в значениях.
После выделения терминоподобных единиц из основных работ К. С. Станиславского для каждой из них была установлена соответствующая дефиниция. Определения были взяты из текста пособий или сконструированы и выверены при помощи консультантов-специалистов. Кроме того, для каждого термина были выбраны цитаты с примерами употребления. Уточнение дефиниций дало возможность, во-первых, признать определенное количество терминов предтерминами или некорневыми терминами области «Мастерство актера» и, таким образом, сократить общее количество единиц для анализа. Во-вторых, оно позволило разбить термины на тематические классы. Применение графов в виде дерева не для всех отношений в классах дало вполне эксплицитное представление, а для некоторых оказалось невозможным. Так, было принято решение в соответствии с логикой теории нечетких множеств перейти к последовательному разбиению всех терминов на ассоциативные группы и микрогруппы c построением деревьев там, где это окажется возможным.
Таким образом, для упорядочивания терминологии актерского мастерства, имеющей относительно нечеткую структуру, наиболее эффективной представляется работа с ассоциативными группами и микродеревьями, уточняющими парадигматические отношения внутри групп.
На материале терминов предмета «Мастерство актера» рассматриваются формы представления слабо структурированной специальной лексики с высокой диффузностью в значениях.
После выделения терминоподобных единиц из основных работ К. С. Станиславского для каждой из них была установлена соответствующая дефиниция. Определения были взяты из текста пособий или сконструированы и выверены при помощи консультантов-специалистов. Кроме того, для каждого термина были выбраны цитаты с примерами употребления. Уточнение дефиниций дало возможность, во-первых, признать определенное количество терминов предтерминами или некорневыми терминами области «Мастерство актера» и, таким образом, сократить общее количество единиц для анализа. Во-вторых, оно позволило разбить термины на тематические классы. Применение графов в виде дерева не для всех отношений в классах дало вполне эксплицитное представление, а для некоторых оказалось невозможным. Так, было принято решение в соответствии с логикой теории нечетких множеств перейти к последовательному разбиению всех терминов на ассоциативные группы и микрогруппы c построением деревьев там, где это окажется возможным.
Таким образом, для упорядочивания терминологии актерского мастерства, имеющей относительно нечеткую структуру, наиболее эффективной представляется работа с ассоциативными группами и микродеревьями, уточняющими парадигматические отношения внутри групп.