Библейские мотивы и проблематика романа С. Гейма "Агасфер"
Илья Иосифович Карасени
Докладчик
студент 5 курса
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского
191
2014-04-09
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается проблематика, композиция,
система образов романа Стефана Гейма «Агасфер», воспринимать который необходимо
сквозь призму библейского текста. Предпринята попытка расшифровать скрытые библейские мотивы и
углубить понимание явных, выявить цели, которых добивается
автор, используя библейские мотивы. Особое внимание уделяется наблюдению над
эволюцией классического библейского сюжета и классических библейских образов.
Тезисы
Одной из главных
характеристик «Агасфера» является сложная композиция и многочисленные
библейские образы и мотивы. Роман состоит из трех композиционных пластов,
формирующих три сюжетные линии, в которых события происходят совершенно в
разных пространственно-временных измерениях. 1) Духовный мир, в котором показаны Высшие
Силы, Сын Человеческий (Иешуа), Люцифер, Агасфер, полчища ангелов, Зверь и др. Эта
повествовательная линия рассказывается
от лица самого Агасфера (он же Вечный Жид). Данный сюжет первоначально построен
как почти полное соответствие библейскому канону, которое в дальнейшем
расходится с ним. Автор художественно обрабатывает и эвфемизирует библейскую
историю о восстании Люцифера против Бога, небесной войне и о свержении
возгордившегося ангела с небес.
2) Эпоха протестантской
реформации в Германии. В этом композиционном пласте главным героем является
типичный для немецкой литературы Нового Времени образ студента, школяра.
Студент-богослов Паулюс фон Эйцен, обучающийся у самого Мартина Лютера,
подвергся сатанинскому влиянию и всю жизнь был ведом им, лишь перед смертью поняв, кому он служил. Лейхтентрагер (Сатана, или Люцифер) всю жизнь выступает
как друг пастора, преподнося в конце жизни ему урок, проповедует. Роман очень
ироничен, особенно касательно библейских мотивов, но в то же время он призывает к искренней вере,
иначе – кара.
3) 1980 год, переписка
ученых ГДР и Израиля. Этот сюжет представлен нам в эпистолярном жанре. Профессор Еврейского университета
Йоханн Лейхтентрагер начинает научную переписку с директором Института научного
атеизма Зигфридом Байфусом. Перед нами автор развернул очень любопытную научную
полемику атеиста с самим сатаной, оба приводят многочисленные аргументы в свою
пользу. Причем Зигфрид Байфус проигрывает в споре. Нам видится в этой переписке
неприкрытая ирония на всю материалистическую науку и на человеческий
разум.