Вставные конструкции как синтаксическое средство диалогизации в научно-учебном тексте (на материале учебника «Литературная Матрица», Т.1)
Полина Викторовна Аполлонова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
195
2014-04-09
11:20 -
11:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются
вставные конструкции, использующиеся в научно-учебном пособии
"Литературная Матрица". Употребление вставных конструкций в данном
издании связано с коммуникативной задачей воздействия на адресата. Представлены
синтаксические разновидности вставных конструкций, выявлены их функции.
Тезисы
Уникальность учебного пособия
«Литературная Матрица» заключается в том, что оно являет собой образец смешения
различных стилевых систем. По своему предназначению «Матрицу», учебное пособие,
соответствующее цели научной речи, можно отнести к научно-учебной литературе,
по языковой реализации – к научно-публицистическому подстилю, в рамках которого
авторы стараются сделать текст доступным, имея направленность на определенного
адресата, что предполагает «диалогичность изложения».
Диалогичность мы понимаем как
«проявление социальной сущности языка, реализуемой при коммуникации»
[Кожина,1986, с.13]. М. Н. Кожина выделяет использование вставных
конструкций как одно из средств выражения диалогичности в научном тексте. Используя
вставные конструкции, автор внедряет в линейное повествование различные
вставки, состоящие из дополнительных сведений (пояснений, примеров, уточнений,
выражений собственного мнения).
Вставные
конструкции активно используются в «Матрице» как средство взаимодействия с
адресатом. Общее число рассмотренных единиц – 432. Мы разделили вставные
конструкции на семантические группы: 1) пояснение; 2) передача дополнительных
фоновых знаний; 3) модальная оценка; 4) конкретизация; 5) активизация внимания
адресата; 6) авторское домысливание.
В количественном
отношении преобладают вставные конструкции 2-ой группы (98 единиц), что
можно объяснить стремлением адресанта активизировать внимание адресата и
донести до него полезную информацию.
Анализ вставных конструкций в тексте
«Матрицы» показал, что коммуникативные параметры «Матрицы» сориентированы на
адресат – учеников старшей школы. Коммуникативное взаимодействие между
адресатом и адресантом в "Литературной Матрице" активно проявляет
себя на синтаксическом уровне.