XVII Международная конференция студентов-филологов

Некоторые особенности реализации связывания в современном французском языке

Александра Юрьевна Овчинникова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

157
2014-04-10
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Целью исследования является изучение согласных французского языка в словосочетаниях, в которых наблюдается явление связывания. В работах по фонетике французского языка вопрос о существовании различий в реализации согласных связывания и согласных, находящихся в позиции начала слова, является дискуссионным. Для того, чтобы определить различия характеристик для этих двух типов согласных, был проведен эксперимент — были сделаны записи носителей французского языка. В докладе представлены некоторые результаты акустического анализа материалов эксперимента, полученных в рамках исследования.

Тезисы

Связывание — это фонетическое явление французского языка, возникающее между двумя словами в акцентной группе, первое из которых заканчивается на непроизносимую согласную, а второе — на гласную или h немой. В этом случае два слова читаются слитно, причем непроизносимая конечная согласная первого слова произносится. Согласно правилам французского языка, существуют такие грамматические отношения между словами, при которых связывание делать необходимо. В пособиях по фонетике французского языка также перечисляются случаи, когда связывание делать запрещено. В работах по фонетике французского языка говорится о том, что существуют акустические различия в реализации согласных связывания и согласных, находящихся в позиции начала слова. Авторы приводят доказательства того, что согласный, произносимый при возникновении явления связывания, имеет меньшую длительность, чем согласный, который произносится в начале слова. С целью выявления акустических характеристик согласных, находящихся в позиции связывания, и согласных, находящихся в позиции начала слова, был проведен акустический эксперимент. Материалом для эксперимента послужили предложения, содержащие псевдослова. Метод составления предложений с использованием псевдослов был выбран для того, чтобы избежать влияния частотности слов на восприятие и реализацию текста дикторами. Предложения были составлены и представлены дикторам в произвольном порядке. С помощью персонального компьютера и специального программного обеспечения для записи звукового сигнала были сделаны записи чтения дикторами составленных предложений. Далее эти записи были соответствующим образом обработаны, были рассмотрены акустические характеристики согласных, находящихся в позиции связывания и в позиции начала слова. После этого было произведено сравнение акустических характеристик согласных, находящихся в этих позициях. В докладе представлены результаты проведенного акустического анализа.