XVII Международная конференция студентов-филологов

Роман умер. Да здравствует роман! (Поэтика и композиция романа В. Сорокина "Роман")

Екатерина Сергеевна Биберган
Докладчик
соискатель
Санкт-Петербургский государственный университет

188
2014-04-10
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен анализу поэтики и композиции романа Владимира Сорокина "Роман". "Роман" представляет собой один из самых ярких текстов раннего периода творчества писателя, демонстрируя традиционные для Сорокина приемы: интертекст, стилизация, слом повествования. Более того, предпринятый анализ текста доказывает, что Сорокин-концептуалист идет дальше игры с текстом: выстраивая текст из разного уровня отсылок к давно известным русскому читателю мотивам и стилям, писатель выстраивает новый смысл, создавая новый русский роман.

Тезисы

Роман Владимира Сорокина «Роман» был создан в 1985–1989 гг. и впервые опубликован московским издательством «Три Кита» совместно с «Obscuri viri» в 1994 г. Продолжая начатые прежде опыты концептуальной прозы, Сорокин и в данном случае создает «концептуалистский» роман, который направлен на разрушение канона и постмодерную игру. Однако, как ни странно, по прошествии времени с момента публикации текст Сорокина прочитывается отчасти по-новому, давая возможность увидеть не только отрицание, но и утверждение некоей творческой идеи, хотя, как заявлялось создателями, концептуально-постмодернистические практики изначально «должны были» быть лишены того или иного (идейного, назидательного, нравственного или иного) смысла. В этом плане финальная фраза «Роман умер» уже не звучит устрашающе ни применительно к герою, ни применительно к роману. Роман-герой преобразился и достиг иной формы бытия (потому и фамилия героя не сохранилась на могильном кресте: в такого рода памяти нет необходимости). Роман как жанр умер, точнее, умерла его старая форма. Новый роман возродился в новой форме, концептуалистской (на данный момент). Но его возможные трансформации, как показал Сорокин, не завершены. Роман жив ― «смертью смерть поправ…» Декларированно без-идейное произведение Сорокина оказывается, в конечном счете, идейным. И даже на этом уровне жизнь литературы и жизнь искусства, манифестационно объявленная завершившейся (в том числе и самими концептуалистами-постмодернистами), оказывается продолженной и продолжающейся. Литературный процесс, предшественники и потомки, оказываются тесно переплетенными, крепко художественно связанными в тексте Сорокина, ставя современного писателя в ряд русской классической литературы вслед за художниками ХIХ века, начала ХХ века, середины ХХ века, но и впереди литературы начала ХХI века.