Роман умер. Да здравствует роман! (Поэтика и композиция романа В. Сорокина "Роман")
Екатерина Сергеевна Биберган
Докладчик
соискатель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2014-04-10
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен анализу поэтики и композиции романа Владимира Сорокина "Роман". "Роман" представляет собой один из самых ярких текстов раннего периода творчества писателя, демонстрируя традиционные для Сорокина приемы: интертекст, стилизация, слом повествования. Более того, предпринятый анализ текста доказывает, что Сорокин-концептуалист идет дальше игры с текстом: выстраивая текст из разного уровня отсылок к давно известным русскому читателю мотивам и стилям, писатель выстраивает новый смысл, создавая новый русский роман.
Тезисы
Роман Владимира Сорокина «Роман» был
создан в 1985–1989
гг. и впервые опубликован московским издательством «Три Кита» совместно с «Obscuri viri» в 1994 г.
Продолжая начатые прежде опыты концептуальной прозы, Сорокин и в данном случае
создает «концептуалистский» роман, который направлен на разрушение канона и
постмодерную игру. Однако, как ни странно, по прошествии времени с момента
публикации текст Сорокина прочитывается отчасти по-новому, давая
возможность увидеть не только отрицание, но и утверждение некоей творческой
идеи, хотя, как заявлялось создателями, концептуально-постмодернистические
практики изначально «должны были» быть лишены того или иного (идейного,
назидательного, нравственного или иного) смысла.
В этом плане финальная фраза «Роман умер»
уже не звучит устрашающе ни применительно к герою, ни применительно к роману.
Роман-герой преобразился и достиг иной формы бытия (потому и фамилия героя не
сохранилась на могильном кресте: в такого рода памяти нет необходимости). Роман
как жанр умер, точнее, умерла его старая форма. Новый роман возродился в новой
форме, концептуалистской (на данный момент). Но его возможные трансформации,
как показал Сорокин, не завершены. Роман жив ― «смертью смерть поправ…»
Декларированно без-идейное
произведение Сорокина оказывается, в конечном счете, идейным. И даже на этом
уровне жизнь литературы и жизнь искусства, манифестационно объявленная
завершившейся (в том числе и самими концептуалистами-постмодернистами),
оказывается продолженной и продолжающейся. Литературный процесс,
предшественники и потомки, оказываются тесно переплетенными, крепко
художественно связанными в тексте Сорокина, ставя современного писателя в ряд
русской классической литературы вслед за художниками ХIХ века, начала ХХ века, середины ХХ
века, но и впереди литературы начала ХХI века.