Корреляция между литературным творчеством и психоактивными веществами
Дарья Вадимовна Костюнина
Докладчик
студент 4 курса
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Казанский (Приволжский) федеральный университет
171
2014-04-11
15:10 -
15:30
Ключевые слова, аннотация
«Я колодец Либона и форум доверю / Людям непьющим, но песни слагать
запрещу я серьезным» (Гораций). Как взаимосвязаны литература
и алкоголь? Мы попытаемся ответить на этот вопрос, предлагая собственную
классификацию возможных типов подобной связи.
Тезисы
Алкоголь и литература — это распространённая, но не до конца исследованная
тема. Можно говорить о трех подходах к данному явлению.
В первую очередь следует отметить литературных персонажей с алкогольной зависимостью. Как правило, кутила — это отнюдь не положительный герой, но зачастую он вызывает симпатию у читателя. Подчас автор вводит таких персонажей в текст для того, чтобы способствовать возникновению в произведении комического или трагического эффекта (ср., например, образ Фальстафа в пьесах Шекспира).
Следующий вариант связи алкоголя и литературного творчества — представление автора в роли алкоголика. Довольно популярный в XX веке образ показного пьяницы набирает обороты (Чарльз Буковски). Так, был составлен необычный список лауреатов Пулитцеровской премии, в котором литераторов объединили в группы писателей с алкогольной зависимостью, с суицидальными наклонностями и депрессивными состояниями.
Третий случай: алкоголь как стимулятор творчества. Автор по тем или иным причинам не готов побороть зависимость, напротив — он впадает в состояние эйфории и черпает из него идеи («Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева).
Как видно, тема потребления алкогольных напитков может быть связана с разными сторонами литературного творчества и может реализовываться в тексте в разных аспектах: начиная с того, что характеризует образы второстепенных персонажей, и заканчивая тем, что становится центральной темой художественного произведения. Неслучайно Михаэль Крюгер, крупный немецкий писатель и издатель, говорил: «Алкогольный туман лежит над всей мировой литературой».
В первую очередь следует отметить литературных персонажей с алкогольной зависимостью. Как правило, кутила — это отнюдь не положительный герой, но зачастую он вызывает симпатию у читателя. Подчас автор вводит таких персонажей в текст для того, чтобы способствовать возникновению в произведении комического или трагического эффекта (ср., например, образ Фальстафа в пьесах Шекспира).
Следующий вариант связи алкоголя и литературного творчества — представление автора в роли алкоголика. Довольно популярный в XX веке образ показного пьяницы набирает обороты (Чарльз Буковски). Так, был составлен необычный список лауреатов Пулитцеровской премии, в котором литераторов объединили в группы писателей с алкогольной зависимостью, с суицидальными наклонностями и депрессивными состояниями.
Третий случай: алкоголь как стимулятор творчества. Автор по тем или иным причинам не готов побороть зависимость, напротив — он впадает в состояние эйфории и черпает из него идеи («Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева).
Как видно, тема потребления алкогольных напитков может быть связана с разными сторонами литературного творчества и может реализовываться в тексте в разных аспектах: начиная с того, что характеризует образы второстепенных персонажей, и заканчивая тем, что становится центральной темой художественного произведения. Неслучайно Михаэль Крюгер, крупный немецкий писатель и издатель, говорил: «Алкогольный туман лежит над всей мировой литературой».