Чердынская магическая традиция в свете мотивного указателя
Мария Андреевна Гранова
Докладчик
студент 3 курса
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Пермский государственный национальный исследовательский университет
213
2014-04-07
17:30 -
17:50
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассказывается о составлении мотивного указателя, отражающего магические традиции Чердынского района
Пермского края. Он основан на текстовой базе, включающей 235 записей 1980–2000-х годов.
Сопоставление
нашего указателя с указателями Н. В. Петрова и В. П. Зиновьева позволяет на
конкретных примерах говорить о том, что чердынская традиция характеризуется
большим сходством с архангельской, нежели с восточносибирской. Разработанный
указатель имеет прикладное значение и в случае публикации текстовой базы станет
реальным инструментом для изучения локальных традиций Северного Прикамья.
Тезисы
Работа посвящена
традиционным русским мифологическим верованиям, связанным с колдовством. Объект исследования – мифологические рассказы
о магических специалистах, функционирующих на территории Чердынского района
Пермского края. Предмет изучения – мотивы,
присутствующие в данных текстах. Цель
исследования – составление мотивного указателя для чердынской локальной
традиции.
Для указателя проанализировано 235 текстов: 70
– из сборника «Былички и бывальщины. Старозаветные рассказы, записанные в
Прикамье» (сост. К. Э. Шумов); остальные 165 текстов – фрагменты интервью,
записанных на территории Чердынского района в ходе фольклорной и
диалектологической практик в 2006 и 2011 годах.
Основным элементом указателя
является мотив – единица повествования, обладающая предикативностью, то есть сообщающая
что-либо о признаках предмета (объекта или субъекта), его действиях, состоянии
и прочем. В основу структуры
положен указатель Н. В. Петрова, опубликованный в книге «Знатки, ведуны и
чернокнижники: колдовство и бытовая магия на Русском Севере».
Мы сопоставили
наш указатель с упомянутым выше указателем Н. В. Петрова и с «Указателем
сюжетов сибирских быличек и бывальщин», составленным В. П. Зиновьевым. Первый из
них представляет традицию Архангельской области, а другой – традицию Восточной
Сибири. Сравнение конкретных мотивов и их групп позволяет уверенно говорить о
том, что чердынская магическая традиция характеризуется большим сходством с архангельской,
нежели с восточносибирской.
Структура нашего указателя
открыта: при обнаружении новых мотивов их можно будет добавить в
соответствующие разделы. Разработанный указатель, как и доработанная нами
методика его составления, имеет прикладное значение и в случае публикации
текстовой базы станет реальным инструментом для изучения локальных традиций
Северного Прикамья.